Война — не только бой за каждый клочок земли, но и битва за топливо, без которого не едет ни танк, не взлетает ни один самолёт, не освещается ни одна госпитальная палата в прифронтовом тылу. Когда фашистская Германия рвалась к нефтяным богатствам Кавказа, в СССР уже понимали, что битва за нефть станет одной из главных в борьбе за Победу. И эту битву выиграли те, кто не держал в руках оружие, но прокладывал стальные артерии сквозь тайгу и болота, сквозь снег и огонь — трубопроводчики.
С фронта — к станку, с завода — на трассу
Лето 1941 года перечеркнуло мирную жизнь советских нефтяников. Уже в июле приказом Государственного комитета обороны был создан Главнефтеснаб — орган, ответственный за бесперебойное обеспечение фронта нефтепродуктами. Перед страной встал вопрос: как в условиях войны наладить доставку топлива к передовой, когда транспортная система работает на износ, а многие направления попросту отрезаны врагом?
Выходом стало строительство трубопроводов — надежных, скрытых от глаз авиации, способных работать круглосуточно. Так началась новая веха в истории отечественной трубопроводной отрасли — фронтовая.
Неоценимый вклад каждого
В 1942 году, в разгар битвы за Сталинград, был построен нефтепровод Оха – Софийск на Сахалине. 374 километра трубы были проложены в течение двух лет, егопришлось укладывать по острову, под проливом и по материковой части. Грандиозное сооружение укладывали в двухметровую траншею вручную 10 тысяч человек. В декабре этого же года из Комсомольска-на-Амуре на фронт отправились первые железнодорожные цистерны с бензином. За время войны по трубопроводу перекачали около 1,3 млн тонн сахалинской нефти. Тысячи тонн лигроина, мазута, автомобильного и авиационного бензина в основном шли Сталинградскому фронту.
Рабочий-стахановец Шафы-Гула Мухамедьяров вошёл в историю строительной отрасли – он сварил последний стык «Оха–Софийск» и по собственному эскизу выгравировал на трубе «УДАР ПО ГИТЛЕРУ». Эти слова стали девизом трубопроводчиков: как писала «Правда» в феврале 1942 года, «бензин – кровь самолётов, танков, автомобилей… Наши нефтяники оживляют сталь моторов, они дадут фронту столько горючего, сколько нужно для полного разгрома врага».
Работали сутками, в любую погоду, руками подростков, женщин и пенсионеров, заменивших ушедших на фронт специалистов. «Не стоявшие за ценой» — так называли себя те, кто тогда обеспечивал топливную артерию страны. Они работали без отпуска, без выходных, зачастую под открытым небом, согреваясь мыслью: их труд — это тоже оружие Победы.
Строительство под прицелом

Враг понимал стратегическую значимость этих объектов. Бомбардировки, диверсии, постоянная угроза атаки — таковы были будни трубопроводчиков. Но ни один объект не был заброшен, ни один план не сорвался.
С буровым и прокладочным героизмом шли на стройкитысячи бойцов труда: по архивным данным, нанефтепромыслах и стройках трубопроводов с 1941-го в тылу трудились свыше четверти миллиона женщин и подростков, а нормы земляных работ достигали нескольких кубометров в сутки на человека.
Всё — для того, чтобы создать устойчивую систему снабжения, не зависящую от железных дорог, подвергавшихся регулярным налетам.
Бензин как снаряд
После победы под Сталинградом советские строители с апреля по ноябрь 1943 года возвели крупный продуктопровод Астрахань – Саратов протяженностью 655 км. Для ускорения работ трубы демонтировали со старых линий – с нефтепровода Баку–Батуми, отрезков Грозный–Туапсе и участка Кош–Армавир. Получился новый «главный нефтепуть» по Волге с восемью насосными станциями. Трубопровод обеспечил бесперебойную подачу горючего в центр страны и на фронт. Он находился в эксплуатации 20 лет и стал основой для дальнейшего развития трубопроводной сети.
Каждый литр бензина, поступивший на фронт, превращался в движение: танков, грузовиков, полевых кухонь, передвижных госпиталей. Особенно остро встала необходимость быстрой доставки горючего летом 1943 года — в канун Курской битвы. Тогда именно благодаря трубопроводчикам удалось создать резервы топлива, необходимые для наступательной операции, которая сломила хребет вермахта.
Инженеры, проектировщики, сварщики, землекопы — каждый из них был бойцом на своем рубеже. Их труд не гремел салютами, не получал орденов сразу, но без него не было бы ни «Катюш» в ночном небе, ни танков Т-34 на улицах Берлина.
Наследие длиной в Победу
Победа пришла весной 1945 года. А нефтепроводчики продолжили строить. Послевоенные трубопроводы выросли из тех, что были проложены в военное лихолетье. Опыт фронтовых лет стал фундаментом для создания крупнейшей в мире системы магистральных нефтепроводов – системы «Транснефть».
Летом 1946-го в Татарии началось строительство первого в республике нефтепровода Шугуры – Клявлино. По нему транспортировалась нефть Шугуровскогоместорождения, открытого в 1943-м, до ближайшей железнодорожной станции Клявлино. Строительство нефтепровода проходило в сложных условиях и стало трудовым подвигом в годы восстановления страны из руин. На станции образовалась нефтепроводная контора, которая в дальнейшем выросла в акционерное общество «Транснефть – Прикамье». Предприятие находится в центре трубопроводной системы «Транснефть», где сходятся магистрали других регионов нашей страны.
Сегодня «Транснефть» — правопреемница тех, кто под звуки разрывов варил швы, запускал насосы, нес топливо сквозь блокаду и пламя. Память об этих людях — не просто дань уважения, а живое напоминание, что войну выигрывает не только тот, кто в окопе, но и тот, кто в шинели без погон, с лопатой и сварочным аппаратом. О трудовом подвиге нефтетрубопроводчиков помнят и в наши дня. Например, филиалы «Транснефти» проводят лекции для молодежи – рассказывают, что в дни войны строители стальных артерий демонстрировали инженерный талант и героизм, которым должны следовать нынешние специалисты.