Питбайки — это не просто опасные игрушки, а настоящая головная боль для полиции, родителей и общественности. Эти мини-мотоциклы, которые могут развивать 90 км/ч, стали популярным развлечением среди подростков. В Татарстане они становятся причиной серьезных аварий, включая недавний смертельный случай, когда 15-летний мальчик погиб после столкновения с лошадью в Лениногорске. О новом и очень опасном увлечении подростков читайте в материале «АиФ-Казань».
Пьяное шоу
В прошлую пятницу Казань была встревожена очередным «заездом» подростков-питбайкеров. На этот раз участники прорвались на Кремлевскую дамбу, устроив настоящее шоу — на полном ходу запускали фейерверки. Полицейские оперативно задержали 22 человек, причем семь из них были пойманы в состоянии алкогольного опьянения, а их питбайки отправлены на спецстоянки.
По словам Рустема Гарипова, расследование по делу продолжается: участники и организаторы заезда сейчас находятся под внимательным изучением. Примерное количество байков, участвовавших в инциденте, насчитывает от 70 до 100. Гарипов подчеркнул, что полиция не выступает против мотодвижения, но напоминает: у каждого водителя должно быть водительское удостоверение, зарегистрированный транспорт и полная мотоэкипировка. В республике и Казани уже ведется работа по контролю за ситуацией — в том числе с участием мотопатрулей.
Что же такое питбайк?
В правилах дорожного движения термин «питбайк» отсутствует, но он вошел в обиход так же, как когда-то слово «скутер». Это мини-мотоцикл, который может быть как мопедом (если объем двигателя менее 50 куб.см), так и полноценным мотоциклом с двигателем более 50 куб.см. В обоих случаях питбайк классифицируется как транспортное средство, требующее водительских прав: категории М для мопедов и категории А или А1 для мотоциклов.
Однако путаница начинается с того, что питбайки часто продаются без ПТС, оформляясь как спортивный инвентарь. Многие родители и подростки воспринимают его именно так, что создает опасные иллюзии. В ГАИ Татарстана отметили, что даже при отсутствии ПТС питбайки не могут использоваться на дорогах общего пользования. Они не оснащены сигнальными огнями и не соответствуют требованиям ПДД.
Но проблема глубже. Подростки без водительских прав частенько используют эти транспортные средства на полях или в лесах, где контроль ГИБДД минимален. Родители, поддаваясь на уговоры детей, разрешают им «немного покататься», несмотря на запреты и риски. Со временем подростки игнорируют родительские предупреждения и выезжают на дороги общего пользования.
Главная сложность в борьбе с этой проблемой — это отсутствие осознания опасности как со стороны родителей, так и подростков. Питбайки, будучи мощными машинами, требуют соответствующей подготовки и навыков управления. Игнорирование этих факторов приводит к трагедиям на дорогах.
Для властей Татарстана это серьёзный вызов: как бороться с растущей опасностью, сохранив жизни молодых водителей, не имеющих ни навыков, ни прав на управление таким транспортом. Полицейские устраивают облавы, взрослые предлагают ввести штрафы, но подростки продолжают лихачить. Сотни задержанных, опасные заезды на улицах Казани, фейерверки на дорогах — подростки выходят за границы дозволенного, и проблема только усугубляется.
Спортивный инвентарь
«Питбайк — не средство передвижения, а смертельная игрушка», — метко перефразировал известное выражение начальник управления Госавтоинспекции РТ Рустем Гарипов. Он подчеркивает, что борьба с этой проблемой должна вестись не только через наказания, но и через просвещение родителей.
«На питбайках нельзя ездить на дорогах. Это спортивный инвентарь. На них нет даже световых приборов. Ими можно управлять только на специализированных площадках, а их доставка до таких мест должна осуществляться на эвакуаторе или другом транспорте», - отмечает представитель ведомства.
Статистика пугает: за одно лето было составлено более 3 700 протоколов, задержано сотни подростков, не имеющих водительских удостоверений. Несмотря на все усилия, поток подростков на питбайках не сокращается, лишь становится больше.
Родители покупают детям такие машины, надеясь отвлечь их или компенсировать недостаток внимания. Психологи отмечают, что проблема в безответственности родителей, которые покупают детям опасные транспортные средства вместо того, чтобы тщательнее заниматься их воспитанием. Наказывать подростков-нарушителей одними штрафами не поможет: они продолжают гонять, пренебрегая правилами, собственными и чужими жизнями.
Как исправить ситуацию?
С каждым годом число аварий с участием питбайкеров растет. На сегодняшний день питбайки не регистрируются, поэтому сколько их в республике – сказать нельзя. Сейчас взрослые обеспокоены тем, как защитить подростков, которые ищут острые ощущения на питбайках, от серьёзных травм и переломов. Глава исполкома Казани Рустем Гафаров предложил ввести обязательную регистрацию питбайков и выдавать покупателям инструкции при их покупке.
В ответ на это байкерское сообщество предлагает другое решение: не ужесточение наказаний, а создание специальных трасс и зон для безопасного катания. Опытные байкеры уверены, если подросткам предложить законные и безопасные условия для езды, обучить их правилам, они перестанут рисковать своими жизнями на дорогах. К слову, такого же мнения и придерживаются в ГАИ.
«Мы не говорим, что мы против мотодвижения. Прекрасный вид транспорта, только в том числе если имеется водительское удостоверение, всё зарегистрировано, имеется мотоэкипировка. Родителям совет - ни в коем случае такие подарки не делать», — добавил глава Госавтоинспекции РТ Гарипов.
Власти Татарстана поддерживают идею просвещения и обучения вместо запретов. Ведь питбайк — это не игрушка, а полноценный мотоцикл, требующий навыков и подготовки. Родители должны осознать всю ответственность - покупая питбайк, они подвергают своих детей риску, а не просто дарят очередную игрушку.