Похоронный обряд у татарских мусульман — это не просто процесс прощания с усопшим, но глубокая и символичная традиция, передаваемая из поколения в поколение. В ней сочетаются исламские предписания и культурные особенности татарского народа. Ритуал строго регламентирован: от подготовки савана до ежегодного посещения могилы.
Подробности - в материале «АиФ-Казань».
Подготовка к смерти
В татарской традиции забота о смерти начинается ещё при жизни. Женщины готовят саван для себя и супруга, используя чистую белую ткань. На один саван требуется 10–15 метров материала, при этом как такового гроба нет.
Кроме того, готовятся предметы для саадака — раздачи небольших подарков участникам похоронной церемонии: монет, платков или сладостей.
Когда человек чувствует приближение последних минут жизни, его поворачивают лицом к Мекке. Последние слова, которые он должен произнести, — аяты из Корана. Если сам он не в состоянии, молитву читают родственники или имам. Губы умирающего протирают влажной тканью, что символизирует помощь в борьбе с демоническими искушениями на пороге вечности.
Смерть сопровождается коллективной молитвой за прощение грехов усопшего и облегчение его пути к Создателю.
Ритуал омовения и прощания
После смерти усопшего укладывают на жесткую поверхность лицом к Мекке, его руки располагают вдоль тела, а на грудь кладут металлический предмет (обычно ножницы). Этот обычай восходит к древним поверьям, что металл отпугивает злых духов.
Затем проводится омовение, строго регламентированное исламскими канонами. Процессом занимаются три человека одного пола с усопшим, а сама вода должна быть очищена молитвами. После омовения тело натирают ароматическими травами и облачают в кэфен — специальный набор одежды, включающий рубаху, фартук и головной убор (чалму для мужчин, платок для женщин).
Процесс погребения
Похороны проводятся быстро — в день смерти или на следующий день. Покойника хоронят без гроба, завернув в саван. Иногда используют деревянный ящик, но он обязательно остаётся открытым.
Могила выкапывается с нишей в боковой стене, куда помещается тело. Ниша закрывается кирпичами или деревянным настилом, а затем засыпается землёй. Голова покойного должна быть обращена в сторону Мекки.
Присутствующие на похоронах мужчины-мусульмане читают заупокойную молитву - джаназа-намаз. Верующие встают прямо в поле, читают 2 ракаата (определённая последовательность слов и действий в молитве) и просят у Господа упокоить душу умершего. Женщины на кладбище не присутствуют. Они остаются дома, также читая молитвы и убирая дом. Все вещи, связанные с покойным, стирают, а иногда раздают нуждающимся.
Татарские захоронения строго ориентированы на Мекку. На надгробной плите высечены строки из Корана, но отсутствуют фотографии, свечи, цветы и другие привычные для иных конфессий атрибуты. Издавна принято посещать могилу раз в год, читать молитвы и ухаживать за местом захоронения. Но каждый волен делать в меру своей привязанности к ушедшему, некоторые посещают могилы родственников каждый месяц, а то и каждую неделю.
Поминальные трапезы
Поминки у татар проходят несколько раз: на 3-й, 7-й, 40-й день, через 52 дня и год после смерти. Эти дни считаются важными этапами в загробной жизни души.
«В нашем народе есть обычаи. Действительно, третий, седьмой, сороковой и пятьдесят второй день после смерти – это тяжелые дни для покойного. Но, основываясь на хадисах, души умерших, особенно родителей, мы должны вспоминать ежедневно. Даже ежедневные собрания и чтение Корана для них не будут достаточными», - рассказывает имам казанской мечети «Гаиля» Рустам хазрат Хайруллин.
Мы не можем часто проводить большие мероприятия. Но в эти дни желательно, чтобы в доме читали Коран, кормили людей и помогали неимущим и сиротам, считает хазрат. Традиционных блюд для поминок нет, но вся пища должна быть халяльной. На стол подают суп, мясо с картофелем, лапшу, сладости и чай. Всё сопровождается чтением Корана.
Сороковой день считается особенно важным, так как к этому моменту душа завершает переход в иной мир. Раньше к этой дате проводились жертвоприношения — забивали барана или курицу. За столом оставляли место для покойного, накрывали тарелку и клали ложку, повернув её черенком к краю. Завершив обед, участники провожали покойного молитвами, после чего возвращались к обычной жизни.
Сегодня поминки стали проще, но обязательной частью остаётся молитва и чтение Корана.
Вера в светлую вечность
Татарские похоронные обряды — это не просто ритуалы, а живой мост между поколениями. Каждый элемент, от подготовки к смерти до поминальной трапезы, подчёркивает значение духовной чистоты, уважения к умершему и единства семьи.
Современные изменения не исключают важности этих обычаев, а лишь адаптируют их к новым реалиям, считает Рустам хазрат. Главным остаётся одно — память о тех, кто ушёл, и вера в лучшее посмертное существование.