В далёком селе Анатыш, как и в десятках других деревень Татарстана, календарь давно сменил листы, а транспорт — как будто застрял в прошлом. Прямой автобус до Казани отменили. Сначала — «из-за пандемии». Потом — «из-за нерентабельности». Люди едут в город вскладчину, по 500 рублей «с носа». Кто в поликлинику, кто — на базар, а кто просто к детям. На днях замминистра транспорта РТ Лилия Сафиуллина предложила простой, почти технологичный выход: «Договаривайтесь в чатах. Ищите попутки». Чем вызвала бурю гневных комментариев.
Подробности — в материале «АиФ-Казань».
«Создайте чат и едьте»

Выступление прозвучало на заседании комитета по жилищной политике и инфраструктуре Госсовета РТ. Доклад чиновника звучал бодро: с транспортом в республике, мол, всё неплохо. Но когда депутат и председатель комитета Андрей Егоров задал неудобный вопрос про исчезновение маршрутов в глубинке, тон изменился.
Сафиуллина честно признала, что автобусы в удалённые деревни запускать невыгодно — людей мало, субсидий нет. Простого решения проблемы тоже не видно. Люди выходят из положения, создавая группы и уезжая "вскладчину".
С попуткой до суда

Пока одни шутят, другие борются. В Старом Дрожжаном — судятся. Прокуратура района подала иск к Минтрансу, требуя вернуть автобус.
«Больше года ездим только на личной машине. Бабушка из села к врачу теперь не выберется», — говорит житель Рыбнослободского района Айдар Хабибуллин.
Кстати, подобный иск в феврале уже выиграли жители Пестречинского района. Там автобусные рейсы восстановили. Значит, отстоять право на удобное перемещение можно.
Взамен маршрута — пересадки и пересчёты

В Миндортрансе РТ успокаивают: межмуниципальных маршрутов в республике немало — 175. Но между тем признают, что многие не работают так, как должны, часты пропуски рейсов, потому что никто из перевозчиков не хочет "катать воздух". Пассажиров мало, убытков много.
Что предлагают? Пересадки. Доехать из Дрожжаного до Буинска, оттуда — до Казани. Или дойти до станции «Бурундуки», откуда уже уехать поездом.
«Везде пустить прямые маршруты невозможно», — разводят руками в министерстве.
Депутаты в качестве решения проблемы предлагают брутто-контракты (фиксированная оплата за километры транспортной работы, то есть фактически перевозчик получит деньги вне зависимости от того, были или нет у него пассажиры на маршруте). Однако в Минтрансе подобное решение тоже не считают идеальным: оно приведёт к резкому расходу бюджета и не факт, что районы это потянут. Еще одна альтернатива возникшей ситуации — государственный перевозчик по образцу «Татавтотранса».
Транспорт или цифра?

Громче всех отреагировал известный казанский урбанист Дмитрий Сагдеев. В ответ на цифровую инициативу Сафиуллиной он предложил... расформировать Минтранс.
«Это уже не транспортное министерство, а строительное. Им бы дороги класть, а не маршруты продумывать. Может, пусть этим займётся Минцифры? Раз уж чаты предлагают», — язвит Сагдеев.
Депутат Егоров, впрочем, подметил, что дороги уже есть и в большинстве районов они соответствуют нормативу. Нет только тех, кто по ним ездит. В смысле — автобусов.
Сельский автобус давно стал символом не просто маршрута, а самого присутствия государства. Пока он есть — значит, и забота есть.
«Общественный транспорт — не бизнес, а социальная обязанность», — напоминает депутат Госсовета РТ Дмитрий Анисимов.
Да, автобусы — это не про прибыль. Это про доступность, про здоровье, про право быть не изолированным. А чаты... Хорошо, когда они — дополнение, а не замена системы. Иначе — совсем не факт, что село доедет в будущее. Даже попуткой.