«Языковой вопрос», разбирательство по которому ранее дважды откладывал татарстанский парламент, был наконец-то рассмотрен на заседании 29 ноября. Как известно, до 30 ноября должны быть подведены итоги выполнения поручения президента России Владимира Путина о добровольности изучения родных и государственных языков в стране. Об итогах проверки доложил прокурор Татарстана Илдус Нафиков.
«Будем решительно пресекать»
О «языковом вопросе» прокурор высказался впервые. Он отчитался об итогах проверок в школах: они прошли во всех 1412 образовательных учреждениях республики, выявлено 3856 нарушений.
Прежде всего, это снижение объёмов преподавания русского языка, предусмотренных федеральными образовательными стандартами (ФГОС). Нормы соблюдались лишь в 24 школах. Прокурор заявил также о нарушении права на добровольное изучение родных языков и госязыков республики. Кроме того, в республике незаконно ввели ОГЭ по татарскому языку, которое влияло на перевод в 10 класс и на средний балл аттестата. Выявлено вмешательство республиканских и муниципальных органов в автономию школ.
«Приняты меры прокурорского реагирования по устранению этих нарушений и недопущению впредь - как в отношении образовательных учреждений, так и на республиканском уровне, вплоть до президента РТ», - резюмировал прокурор.
Илдус Нафиков сказал и о результатах контрольных проверок, проведенных в течение первой недели с начала второй четверти. Все школы Казани, за исключением одной, устранили выявленные нарушения. Приведены в соответствие с законом учебные планы и положения о языках. Часов русского языка стало больше, а родной язык изучается добровольно.
«В сложных условиях вы реагировали по-государственному, мудро и правильно, - счёл нужным поблагодарить администрации школ и преподавателей прокурор. – Сейчас принимаются меры по дальнейшему устранению нарушений в той части, где требуется время - на разработку учебных методик, подготовку учебников».
Заодно прокурор предостерег «горячие головы» от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. «Они будут решительно и жёстко пресечены, с чьей бы стороны ни исходили, - подчеркнул глава надзорного ведомства. - Наша общая задача – достичь конструктивного решения вопроса и исполнить закон. Главное – обеспечить, чтобы сделанное не осталось лишь на бумаге». Илдус Нафиков пообещал оперативно реагировать на любые жалобы о перекосах, искажении закона.
После выступления прокурора депутаты приняли постановление, в котором поручили минобрнауки РТ принять меры по организации учебного процесса в соответствии с примерными учебными планами, поступившими от минобрнауки РФ. По предложению председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина оно было принято без прений, «чтобы не создавать напряжение в учительской среде, в семьях».
Движение продолжается
Напомним, республика ранее в качестве компромисса предлагала ввести два часа татарского языка для всех учащихся как государственного, плюс татарский язык можно было выбрать как родной. Однако во ФГОСах предмета «государственный язык субъекта страны» не было. Теперь он появился. Рекомендации минобрнауки РФ также озвучил прокурор: «Добровольно, на основе письменного согласия родителей в пределах - до двух часов в неделю за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений».
Хотя власти республики ждали другого ответа из Москвы, Фарид Мухаметшин всё же нашёл плюсы в сложившейся ситуации. «Найдено понимание с коллегами из федерального министерства, - отметил он. - Татарский язык как государственный язык РТ в рамках учебных планов в школах будет изучаться. Мы идем по пути нахождения решений преподавания государственных языков РТ».
Глава комитета Госсовета РТ по образованию Разиль Валеев заявил, что решение о добровольном изучении татарского языка его, конечно же, не устраивает. «Мы к этому вопросу ещё вернёмся – будем обсуждать с минобрнауки РТ, как идти вперёд шаг за шагом для решения этого сложного и очень щепетильного вопроса. Важно, что сделан маленький шажок вперёд: впервые прозвучала идея о возможности преподавания госязыков. А как преподавать – в обязательном порядке или добровольном - это уже другой вопрос».
На заседании депутаты не стали поднимать вопрос о том, как быть с законодательством республики, где говорится об изучении государственных языков (русского и татарского) в равных объемах. Депутат Разиль Валеев отметил, что никаких претензий к закону РТ нет ни со стороны прокуратуры, ни со стороны Рособрнадзора, других надзорных органов.
«В любом споре, диалоге должно побеждать благоразумие. Благоразумное решение было найдено, - комментирует разрешение «языкового вопроса» директор Дома Дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов. - Сегодняшнее решение имеет значение в государственном строительстве РФ. Во все 22 национальных субъекта РФ вернулся предмет «государственный язык субъекта РФ». Этот пробел сегодня восполнен, что очень важно для дальнейшей судьбы нашего демократичного, федеративного государства».
«17 языков - вне правового поля?»
Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов называет решение о добровольном изучении родных языков хорошим, но только на данном этапе. «Сейчас нам нужно успокоить всех – и родителей и педагогов, не устраивать абсолютно никому не нужных митингов, - объясняет он. - Этот вопрос не лежит в политической плоскости. Та работа, которая совместно была проведена, должна всех успокоить, перевести на позицию поиска дальнейших современных методов, механизмов сохранения родных языков».
По словам Ильдара Гильмутдинова, комитет Госдумы по делам национальностей направил 23 ноября в минобрнауки РФ большой комплекс вопросов из 33 пунктов по теме сохранения родных языков. Ответы на них рассчитывают получить в течение месяца.
Ильдар Гильмутдинов предлагает восстановить институт национальных школ при минобрнауки РФ. А также искать стимулы привлечения в вузы студентов – будущих преподавателей родных языков. Например, готовить учителей профиля «английский – татарский» или «французский – татарский».
«Особенно серьёзное внимание нужно уделить русскоязычным детям, - считает Ильдар Гильмутдинов. - В моем понимании, если они научатся общаться [на татарском] на бытовом уровне, это будет уже здорово, этого вполне достаточно. Конечно, никаких экзаменов, тестов (по неродному языку) для этой категории детей быть не должно».