Примерное время чтения: 13 минут
1419

Плавучий театр и новая засыпка Волги. Что ждёт набережную у «Локомотива»?

Проект реконструкции речного порта в Казани.
Проект реконструкции речного порта в Казани. / Александра Дорфман / АиФ

Канатная дорога, музей ветра, плавающий театр, рыбацкая деревня, яхт-клуб и многое другое предлагают создать на казанском полуострове «Локомотив» участники градостроительного конкурса «Эко-берег», который проходит в Казани. Корреспондент «АиФ-Казань» подробно рассмотрела их проекты, а заодно поинтересовалась у экспертов, реально ли воплотить эти задумки в жизнь.

Благоустроить полуостров

Целью конкурса стало развитие территории от речного порта до Адмиралтейской слободы. Протяжённость береговой линии на этом участке достигает пяти километров. Между этими двумя пунктами находится полуостров Локомотив с пляжем и яхтенной мариной, судьба которого волнует многих казанцев. Особенность этой зоны в том, что к ней трудно подобраться. Единственная дорога со стороны речного порта давно в плохом состоянии, а прямой пеший путь предполагает проход по переходу над железнодорожными путями. Конкурсанты предложили разные способы развития этой территории. Что из этого получилось, желающие могут оценить до 7 октября на выставке работ в центре современной культуры «Смена».

Одна из концепций реновации территории полуострова связана с ретроспективой. Один из конкурсантов предложил пустить деревянный трамвай на два-три небольших вагона, аналог того, что курсировал по Казани в 1950-х. По задумке проектировщика он проследует от Локомотива до речного порта через «Рыбацкую деревню», создание которой также предусмотрено проектом. В «Рыбацкой деревне» будет рыбный базар, прокат лодок и удочек и другое, а рядом разместится городской пляж «Маркиз», названный в честь острова, который в былые времена был излюбленным местом пляжного отдыха горожан. При этом острова рядом с полуостровом Локомотив превратятся в рыбацкий архипелаг.

Пляж
Пляж "Маркиз" и "Рыбацкая деревня". Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Другое предложенное тематическое оформление территории связано с этнографией, традициями разных народов. При таком варианте на полуострове может появиться экогостиница выходного дня, «Бани разных народов», ресторан «Хоровод», образовательно-развлекательный комплекс «Город мастеров». Национальные мотивы прослеживаются и проекте, ключевым объектом которого стал многофункциональный центр «Тюбетейка».

Несколько предложений касались создания на косе необычно оформленного маяка. Некоторые заложили в эскизы и реконструкцию речного вокзала, новое здание которого одному из конкурсантов представляется в виде огромной лодки. В другом варианте в виде лодки представлено уже здание яхт-клуба на полуострове Локомотив.

Проект, символом которого станет многофункциональный центр

Проект, символом которого станет многофункциональный центр "Тюбетейка" (слева). Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Энергия ветра и солнца

Еще одна концепция развития набережной под названием «Ветер и свет» задумана с применением альтернативных источников энергии. Планируется обустроить музей ветроэнергетики – Центр ветра «Миядзаки», детская парусная школа, музей деревянных домов и кораблей. Альтернативная энергетика позволит создать три светящихся моста – на Кировской дамбе, возле железнодорожного вокзала и в парке Молодожёнов. Ярким будет освещение набережной и экотроп, предусмотренных проектом. Кстати, экотропы есть и в других проектах. Например, в другом варианте они представляют собой деревянные настилы и проходят через заболоченную территорию вдоль берега от Кировской дамбы до полуострова.

В русле «зелёной» энергетики создан и проект «Энергия стихии», который объединил в себе ветряные мельницы, рыболовные и вращающиеся фермы, а также монорельсовую дорогу на полуостров. Среди новых технологий, предложенных одним из конкурсантом – использование специальных устройств причудливой формы, которые накапливают энергию солнца и позволяют отдыхающим заряжать свои мобильные телефоны и другие гаджеты, а также бесплатно пользоваться интернетом.

Экологическое направление представлено и в другом проекте, автор которого предложил оформить территорию полуострова с помощью старых грузовых контейнеров, похожих на вагончики. По его мнению, их можно применять для организации кафе, пункта проката, туалета, организации спуска к воде и другого. Он же предложил возвести канатную дорогу с берега до самой дальней точки полуострова.

Многие авторы пытались предложить свои варианты, как преодолеть территорию, отделяющую центр Казани от пляжа Локомотив. Один из авторов представил территорию полуострова Локомотив в виде прибрежного района «Бакалда» с жилой застройкой и надземным траволатором от станции метро «Кремлёвская» до полуострова.

Другой вариант – создание моста «Эволюция» через существующие железнодорожные пути от вокзала «Казань-1» до самого полуострова. Автор этого проекта также предложил создать кинотеатр на открытом воздухе так, что между зрителями и большим экраном была речная гладь. К слову, эта идея созвучна плавающему театру «7 ветров» из другого проекта.

Мост
Мост "Эволюция" и маяк. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Есть проекты, которые выходят за пределы существующего полуострова. Например, проект «Марина сити парк» предполагает соединение Кировской набережной с полуостровом за счёт существенного расширения береговой полосы (насыпи) с созданием новой набережной.

Задумки архитекторов связаны и с реновацией парка Молодожёнов недалеко от речного порта. Здесь могут появиться амфитеатр, детская площадка, беседки, а ещё защитные экраны, чтобы отдыху горожан не мешали проходящие рядом железнодорожные пути.

Другой проект рассматривает возможность создания в парке Молодожёнов очередной площадки для занятий экстремальными видами спорта (отметим, что в любой концепции обязательно появляются такие площадки, как будто молодежь должна заниматься исключительно травмоопасными видами спорта).

Развитие различных видов спорта на набережной.
Развитие различных видов спорта на набережной. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Как пройти к «Локомотиву»?

Масштабные проекты, охватывающие всю предложенную территорию, предлагают создание дайвинг-центра, зимнего сада с оранжереей, вертолётной площадки, аквапарка, фонтанов, бассейнов, торговых центров и многого другого. Насколько реально уместить всё это на набережной и полуострове?

«Казань не очень готова к серьёзным преобразованиям в этой зоне, потому что сначала нужно обеспечить доступность этой территории – набережной и полуострова Локомотив, - пояснил «АиФ-Казань» советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Николай Васильев. - Речь идёт об автомобильной магистрали, которую всегда рисовали на генпланах города. Она должна пройти там, где сейчас находится полоса отвода железной дороги. Отказаться от неё немыслимо, потому что процеживаться через улочки старого центра потоком агломерации, невозможно. Нужно концентрировано собирать средства, чтобы решить эту транспортную проблему. В исходных данных конкурсантам представили весь материал, включая проект планировки. Кто-то из участников заложил в проект развязки, но забыл, что есть требования к охране памятников таких, как кремль, и другие нюансы».

Первый вице-президент Союза архитекторов России Виктор Логвинов, который представляет организаторов конкурса, видит другой вариант обеспечения транспортной доступности. «Я спросил, не рассматривают ли авторы генплана возможность подземной прокладки автомагистрали, чтобы ещё больше не отрезать полуостров Локомотив и набережную от города, - прокомментировал он корреспонденту «АиФ-Казань». - Иначе эта территория будет утрачена на многие годы. Я считаю, что нужно убрать часть железной дороги и диагональной автострады под землю хотя бы на небольшом участке, оставив некий коридор для выхода на набережную. На мой взгляд, это единственный кардинальный способ решения проблемы – остальные способы просто оттягивают это решение».

Архитекторы предложили разные варианты того, как попасть на полуостров.
Архитекторы предложили разные варианты того, как попасть на полуостров. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Фантазии и реальность

Впрочем, транспортная доступность – это только первая проблема. «Разглядывая все эти работы, надо понимать, что здесь нужен не просто пляж и красивый дизайн скамеек, - продолжает советник министра. - Фантазировать можно, но если бы всё было просто, давно бы всё сделали. Эта территория находится в акватории самого большого речного водохранилища в мире. Нужно учитывать уровень нагонной волны, чтобы были гарантии при строительстве. Тут волны бывают под два метра, это же всё размоет и смоет. К примеру, один из авторов предложил провести от кремля на полуостров надземный траволатор или эспланаду. Но учёл ли он, что уровень полуострова ему при этом придётся поднять на 4-5 метров и делать защитные сооружения, чтобы все постройки не смыло? Если на полуострове делать много капитальных сооружений, то нужно соединять канализацию с городскими сетями. Всё это очень дорого».

По словам Николая Васильева, он не ожидал от конкурсантов практических предложений, но отметил важность идей конкурсантов, их предложения по зонированию территории, а также возможность определить проблемные вопросы.

Итоги конкурса «Эко-берег» подведут 6 октября. Напомним, ранее замминистра строительства РТ Владимир Кудряшев заявил, что благоустроенную набережную Волги от речного порта до Кировской дамбы планируют открыть к лету-осени 2020 года и в основу будущего проекта ляжет концепция, победившая в конкурсе «Эко-берег».

Фонтаны, навесы и прокат велосипедов.
Фонтаны, навесы и прокат велосипедов. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

В условиях конкурса указано, что победитель получит преимущественное право на участие в реализации проекта. Однако, похоже, при реализации проект могут сильно изменить.

«Если принимать во внимание ударную волну в Куйбышевском водохранилище, то всё, что нарисовано в проектах, просто нереалистично, - считает первый замдиректора Института генплана Москвы, разработчик нового генплана Казани Олег Григорьев. – Ещё до того, как конкурсанты начали работать над проектами, нужно было показать им, что предусматривает генплан, зачем нужна дорога вдоль берега и инженерная защита. Многие проекты выглядят интересно, но почти все они мало реалистичны. В генплан они частично вписываются, но если наложить на это реальные требования, то многие вещи в проектах нужно будет радикально менять».

Практика проведения конкурса в других городах показывает, что проекты победителей реализуют далеко не всегда.

«Результаты конкурсов во всех городах есть, но они не всегда прямые, то есть не всегда победитель получает право дальнейшей работы над проектом, - уточнил «АиФ-Казань» Виктор Логвинов. - Но это всегда резонанс в обществе и во власти, которого мы добиваемся. В Баку даже не ставили задачу реализации проекта победителя, потому что это был проект, нацеленный на далёкую перспективу. В Санкт-Петербурге тема была о фортах, там её активно развивают, но сами проекты были несколько фантазийные, поэтому их не используют. В Нижнем Новгороде решили реализовать проект, который победил в конкурсе в 2017 году. В этом году приступили к проектным работам, и финансирование есть. Надеемся, что такой результат будет в Казани, ведь руководство города сказало, что будет реализовывать проект».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах