Примерное время чтения: 4 минуты
2235

Золотошвейка. Как русская мастерица сохраняет традиции татарской вышивки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Татарстан 01/11/2016
Александра Дорфман / АиФ

Светлана Королёва стала золотошвейкой на волне возрождения промыслов в Татарстане. Взяв за основу традиционное шитьё золотом и старинные татарские узоры, она создала уникальную технику - шитьё шерстью. Работы мастерицы из Зеленодольска выставляли в экспозициях в странах Европы. Недавно их представили на выставке «Золотой сад» в «Казанском Кремле».

Ниточка к ниточке

В её работах есть и элементы традиционного золотного шитья - листья, вышитые гладью, и стебли, выложенные тонкими металлическими пружинками - канителью, есть и современные материалы - жгут, бусины, разноцветная шерсть.

Фото: АиФ/ Александра Дорфман

«Для традиционного золотного шитья используют только материалы золотого цвета - нити, канитель, пайетки, но каждый мастер добавляет что-то своё, - говорит Светлана Королёва. - Вот и я 17 лет назад стала работать в смешанной технике - дополняла шитьё стразами, бусинами. Вдохновлялась работами татарских мастериц XVIII-XIX вв., перенимала элементы старинных узоров из фондов Нацмузея РТ. Так родилось панно «Лес» в татарском стиле со стразами, канителью, бусинами, стеклярусом».

Ценность этой работы в обилии элементов, выполненных гладью. В глади нить идёт из стороны в сторону, закрепляется по контуру рисунка и ложится ровно. Работа очень кропотливая. Настолько, что мастерица и сама не уверена, что когда-нибудь возьмётся за что-то подобное. Незнающие люди думают, что если «ниточка к ниточке», то это работа вышивальной машины. Вот только нет такой машины, которая превзойдёт в мастерстве проворные руки золотошвейки.

Возрождать традиции золотного шитья в РТ начали в 90-х. Мастеров объединила Палата ремёсел, правительство РТ приняло закон о народных промыслах, разработало пятилетнюю программу их развития. Мастера могли участвовать в ярмарках бесплатно. Тот, кто в те годы делал мелкие сувениры на продажу, стал бизнесменом. А Светлана Королёва предпочла творчество.

«Уникальные работы слишком дорогие для посетителей ярмарок, - объясняет мастерица. - Раньше я делала крупные выставочные панно, а на их фоне продавала мелкие работы - кошельки, чехлы для телефонов, кисеты. Но чтобы сохранять покупательную способность, мне каждый год приходилось делать работы на 10% дешевле. Материалы дорожали, и пришлось упрощать узоры, технику. Но слишком простые работы не привлекали внимания, и я перестала угождать покупателю. Я и сейчас делаю покрывала, подушки, картины, тюбетейки. Оформляю жилеты, калфаки и хасите (широкая украшенная лента через плечо) для галереи «Эбиволь». Но теперь уже не думаю, купят ли их. Создаю для истории. Ведь трудоёмкую работу продать сложно».

Такие вещицы можно купить. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Добавить цвета

Впрочем, поиски более дешёвых материалов всё-таки дали плоды. Светлана Королёва решила добавить цвета в свои работы. Так, она первой стала использовать цветной жгут в золотном шитье. А позже родилась новая авторская техника - шитьё шерстью.

«Золотное шитьё монохромное и выглядит более графично, а если добавить цвет, то узор оживает, - говорит мастерица. – Но важно, чтобы композиция не развалилась от обилия красок, ведь в каждом лепестке на моих панно нити четырёх-пяти цветов. Причём сочетания эти в каждом листке разные. Для одного лепестка перебираю до 50 вариантов сочетаний. Так рождалось панно «Букет».

Её работы достойны стать семейными реликвиями, передаваться из поколения в поколение. Вот только жаль, что секретов этих уникальных авторских техник больше никто не знает. Светлана бы и рада научить, готова разработать программу курсов, лишь бы нашлись желающие. Но видно в век тайм-менеджмента, когда каждый знает, сколько стоит час его работы, посвятить себя такому кропотливому творчеству никто не торопится.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах