Несколько лет он успешно испытывает его на старенькой «шестёрке». Но производители предпочитают его запатентованному изобретению конструкции по ГОСТу 1987 года.
Уплотняемся!
Около 30 лет учёный КНИТУ им. А. Туполева Анатолий Дружинин бьётся над проблемами развития двигателестроения, но упирается в глухую стену. Авторитетные научные институты настаивают, что лучше уже созданного не придумаешь.
– Есть ГОСТ 2010 года «Поршневые кольца и ТУ» с перечнем рекомендаций, – объясняет 76-летний Анатолий Дружинин. – Но не многие знают, откуда взялись эти «классические постулаты». Последний госстандарт буквально переписан с ГОСТа 1987 г., а тот, в свою очередь, основан на труде американца Карла Энглиша 1958-го. А если учесть, что Энглиш ссылается на источники аж с 1937 (!) г., то ясно, почему наш автопром катится по наклонной.
Даже если машина стоит в пробке, двигатель продолжает давать 800 оборотов в минуту. Решения, предложенные Анатолием Дружининым, позволят сократить число оборотов не менее чем на 15%. В итоге автовладелец получит экономию топлива (порядка 10-12%), увеличит мощность двигателя (не менее чем на 15%), а главное – на 20-30% снизит негативное воздействие на экологию. При этом, по утверждению изобретателя, износ поршневого кольца уменьшится в разы, а коэффициент полезного действия (КПД) двигателя возрастёт не менее чем до 0,65 (сейчас 0,38-0,41).
В чём же суть изобретения Анатолия Дружинина? Представьте себе цилиндр, в котором движется поршень. В канавки на поршне устанавливают специальные компрессионные (уплотнительные) кольца. А излишки масла из цилиндра удаляет маслосъёмное кольцо, закреплённое на поршне подобно уплотнительному. Именно это поршневое устройство усовершенствовал учёный.
ДОСЬЕ | |
---|---|
Анатолий Дружинин родился в 1936 г. Окончил КАИ. Имеет 25 патентов на изобретения. Победитель конкурса «50 лучших инновационных идей для РТ-2006». Доцент, к.т.н., старший научный сотрудник НИИ энергоэффективных технологий КНИТУ-КАИ. |
Поверить в новинку
Сначала изобретатель занялся уплотнительным кольцом. Для всех автомобилей используют рекомендованную высоту кольца, которая делает его низким. Но газ, попадая в цилиндр, так прижимает это низкое кольцо, что оно не выполняет уплотнительную функцию, а работает, как резец, снимая стружку металла со стенки цилиндра. Получается, что двигатель тратит силы на саморазрушение. Для устранения этой проблемы высота кольца должна быть расчётной для каждого двигателя. Например, для «КАМАЗа» – 5,227 мм вместо рекомендованных 3 мм.
– Конечно, можно набрать решетом ведро воды, но это надо делать очень интенсивно и очень долго, потому что КПД низкий, – объясняет изобретатель. – Так и двигателю внутреннего сгорания с худым поршневым уплотнением приходится компенсировать утечку увеличением оборотов, что приводит к снижению мощности и износу.
Первые испытания на «КАМАЗе» показали, что для эффективной работы уплотнительного кольца нужно усовершенствовать всю поршневую группу. Работая над этим, Анатолий Дружинин, например, изменил конструкцию маслосъёмного кольца (сделал верхний край похожим на лыжу: набегает на масло, но не снимает его). Кроме того, он установил, что для меньшего износа зазор между кольцом и дном канавки на поршне должен быть не рекомендованным – 0,7-0,97 мм, а минимальным. А ещё изменил форму цилиндра – сделал его коническим (узким сверху), чтобы при высоких температурах он приобретал правильную форму.
В октябре этого года из Минпромторга РФ пришёл ответ, что выводы Анатолия Дружинина учтут в работе. Правда, чтобы «научные круги» действительно поверили в его изобретение, придётся провести ещё не одно испытание на производстве.