«АиФ-Казань»: Сколько украинцев живут в Казани и Татарстане?
АиФ-Казань»: Как в диаспоре оценивают события на Украине?
Владимир Любченко: Не так давно мы отметили очередную годовщину освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. Среди освободителей города-героя было и немало татар, русских… Те, кому позволили возраст и здоровье, разделили с нами этот праздник. Больно видеть, как глумятся на Украине над памятниками не только вождей, но и ратной славы. Это не демократия, а охлократия (власть толпы). Но есть и нечто обнадёживающее. Включил утром телевизор, и увидел, что мэр Львова, выступая перед людьми, по-русски цитирует Пушкина. Великая русская культура, религия всегда объединяли славян. Русь крестилась в Киеве, матери городов русских.
АиФ-Казань»: Но Львов всегда был особым городом, тяготеющим не к Востоку, а к Западу.
АиФ-Казань»: Вы когда-нибудь встречались с В. Януковичем?
Раздробить не удастся
Владимир Любченко: На Украине я маму похоронил, осталась сестра, есть родня, друзья. Но менять место жительства не собираюсь. У нас в Татарстане что хорошо? Порядок, крепкая власть, люди все перемешались-переженились, живём общими заботами, понимаем друг друга. В Казани – три мемориальных доски, посвящённых украинцам. Одна из них – другу Маяковского Давиду Бурлюку, который учился в Художественном училище. Даже Тарас Шевченко пробыл в Казани пару дней. Его иногда упрекают в русофобии, но не русский народ и не русская культура душили его, а царизм, который всегда с подозрением относился к вольнолюбивым инородцам. В Киеве, на той выставке, где мы встретили Черномырдина, познакомились с членами татарской диаспоры. Они отнеслись к нам, как к родным, ведь мы из Татарстана. Разговаривали, естественно, по-русски.
АиФ-Казань»: Русский язык некоторые украинские радикалы предлагают нынче исключить из оборота.
Владимир Любченко: Не получился! Как говорили, так и будут говорить, такова реальность. И церковь нашу общую православную раздробить не удастся. Когда я узнал, что в Киево-Печерскую лавру нагрянули боевики с определёнными намерениями, сразу вспомнил исторические уроки. Даже фашисты остереглись её взорвать. Гауляйтер Украины лично посетил Лавру, имея такие планы, но вынужден был от них отказаться, потому что получил предостережение свыше, имеются свидетельства. Есть пределы, за которые нельзя заходить.
АиФ-Казань»: Поможет ли Украине заграница?
Владимир Любченко: Однажды я участвовал во Всеукраинском съезде в Киеве. Съехались украинцы всего мира. Были, например, жители Канады…Или их предки, или они сами туда эмигрировали. Мы не поняли друг друга! Они всё видят и обо всём судят «из-за бугра», располагая односторонней информацией. У нас не нашлось ничего общего. Какие же западные политики могут понять проблемы Украины?
Некоторые бывшие лидеры этой страны обвинили Россию во вмешательстве во внутренние дела…
На майдане и в кабинете В. Януковича, где он капитулировал, все мы видели западных политиков из Польши, Германии, Америки. Были и первые лица! Но никто не видел крупных политических фигур из России. Кроме омбудсмена В. Лукина на переговоры с Януковичем никого не делегировали. Но горячие головы, готовые петь под чужую дудку, остынут, когда поймут, что одно дело глотку на митингах рвать, а другое - управлять страной. Надо поднимать экономику, сеять хлеб, платить пенсии и зарплаты, налаживать цивилизованную жизнь. Никакой бардак не может продолжаться вечно, поскольку и люди вечно не живут. Что ждёт Украину в Еврозоне? Там кризис, самим бы выжить. Значит, украинцы побегут в Белоруссию или в Россию, которая доказала Олимпиадой, что она богатая, мощная, надёжная страна. Не рядовые граждане Украины ввергли родину в хаос, а олигархи, кому наплевать на судьбы людей, лишь бы нахапать и сбежать.
АиФ-Казань»: Как вы оцениваете обращение Ассамблеи народов Татарстана к крымским татарам, которых призвали не вступать в конфронтацию с пророссийски настроенным населением?
Владимир Любченко: Как своевременный и правильный шаг. Татарстан ещё раз показал, что межнациональное согласие – превыше всего.
АиФ-Казань»: У вас есть любимая украинская поговорка, подходящая к теме нашей беседы?
Владимир Любченко: Нэ знаешь броду, нэ заходь в воду.