Что делать если в школе завелся хулиган? Малолетний дебошир срывает уроки, оскорбляет учеников и учителей, провоцирует окружающих. Если на его действия закрывать глаза, он может зайти дальше обычных оскорблений – начнут страдать не только люди. Подобный случай произошел в Челнах, когда в новой школе №62 ученик третьего класса сорвал урок, за что справедливо был приглашен с родителями на профилактическую беседу. Мальчишка не нашел ничего лучше, чем обидеться и поджечь школу. О том, как вести себя со школьными хулиганами и почему на это не стоит закрывать глаза, читайте в материале «АиФ-Казань».
Конфликтный ребенок
Мальчик, устроивший поджог, уже как несколько лет известен своим агрессивным поведением - его перевели в школу №62 еще в первом классе. С тех пор он часто срывал уроки, вступал в конфликты с одноклассниками и учителями. Его одноклассники утверждают, что он из неблагополучной семьи, именно это могло объяснить его постоянную агрессию и протест против окружения.
В день инцидента ученик в очередной раз повздорил со своим одноклассником и сорвал урок. Учитель, не справившись с его агрессивным поведением, отправил ребенка к директору для дальнейших разбирательств и вызова родителей. Конечно, мальчик не стал слушать взрослых и решил сбежать. И, как оказалось, он не просто убежал – у него с собой были спички, и, спрятавшись за углом здания, он поджег фасад школы.
Пластиковая облицовка вспыхнула мгновенно. К счастью, директор школы Марс Гафуров, вышедший на улицу в поисках беглеца, заметил задымление. Его своевременная реакция предотвратили распространение огня, а также возможную эвакуацию учеников и сотрудников школы.
Попытки исправить нарушителя
После случившегося с матерью школьника беседу провели правоохранители, ее привлекли к ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Кстати, сам ребенок уже состоял на профилактическом учете. Теперь специалисты будут более внимательно заниматься анализом ситуации, чтобы предотвратить дальнейшие эксцессы.
С того момента, как в младших классах завелся хулиган, родители остальных детей испытывают значительные трудности – им приходится успокаивать детей, если те повздорят с дебоширом и объяснять, почему им не стоит связываться с ним. По их мнению, администрация школы выбрала позицию невмешательства, проблемного ребенка просто так не выгнать, руководство будет до последнего дожидаться того, чтобы сами родители забрали документы ребенка.
«Мальчик перевелся в нашу школу в первом классе. С ним сразу же начались проблемы. Постоянно задирает одноклассников, ссорится с учителями и никаких взрослых он не слушает. Видимо, с мальчиком не занимаются его родители. Ему всего десять лет, а он уже на учете. Мы боимся за наших детей. Если он решился поджечь школу, то что взбредет ему в голове при следующей ссоре? К сожеланию, печальных примеров немало», - рассказала «АиФ-Казань» Лейсан, родительница школьницы, обучающейся с хулиганом в одном классе.
Специалисты не в силах как-то повлиять на чужого ребенка, последнее слово всегда за мамой. К слову, в самой школе комментировать ситуацию нам отказались, предпочтя молчание.
По мнению детского психолога Ильмиры Мусаевой, такое поведение у ребенка – это сигнал эмоционального кризиса. «Дети часто не понимают, как выразить свои эмоции конструктивно, и поддаются импульсам. Поджог был криком о помощи, вызванным неспособностью справиться с обидой», — считает психолог.
Возникновение в классе ученика-дебошира — это не только головная боль для учителя, но и угроза для других учеников. Однако агрессивное поведение можно контролировать и исправлять с помощью современных педагогических методов, отмечают специалисты. По их мнению, проблемное поведение у ребенка может быть связано с неинтересной учебной, дефицитом внимания, недостаточной зрелостью и проблемами в семье.
И решить проблему с хулиганом можно лишь в спокойной обстановке, сконцентрироваться на поведении ребенка, а не на его личности, осудить его плохое поведение всем коллективом и в конце концов связаться с родителями. Если ситуация зашла слишком далеко и обычные разговоры не помогают, необходимо подключать юридические и иные инструменты сдерживания девиантного поведения.
Нужна системная работа
Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец подчеркнула необходимость системного подхода в работе с детьми, склонными к конфликтам.
«Этот случай показывает важность взаимодействия между родителями, учителями и самими детьми. Профилактика и работа с хулиганами должны быть на систематической основе», — заявила она.
Одной из возможных мер, которую Волынец рекомендовала для предотвращения подобных инцидентов, стал проект «Школа осознанного родительства». В Татарстане активно реализуют программу из 30 уроков в формате социально-психологического тренинга для родителей несовершеннолетних.
Там дети и родители находятся в равных условиях, никто никого не поучает, не осуждает, не отчитывает. Путь к искоренению девиантного, агрессивного поведения в школах лежит только через профилактические беседы подобного формата, считает Волынец. Ведь каждый знает, что агрессия порождает агрессию.