Нехватка учителей в школах Татарстана уже давно стала хронической проблемой. По данным Министерства образования и науки республики, на начало учебного года требуется порядка 2 тысяч преподавателей. Однако вместо того чтобы решать проблему за счет повышения зарплат и улучшения условий труда, власти предложили другой путь: дать детям учителей приоритетное право на зачисление в школы и детские сады.
Подробности - в материале «АиФ-Казань».
Что за инициатива?
Госсовет Татарстана выступил с предложением внести изменения в федеральный закон «Об образовании», чтобы регионы сами могли определять категории граждан, дети которых имеют право на льготное зачисление в образовательные учреждения. Аналогичные привилегии уже есть у работников прокуратуры, Следственного комитета, судей, а также военнослужащих, погибших в зоне СВО.
Теперь же депутаты хотят добавить в этот список педагогов. «Такая мера обеспечит дополнительную социальную поддержку педагогического сообщества и повысит престиж профессии», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Сейчас в Татарстане работает около 76 тысяч педагогов, из них более 32 тысяч — школьные учителя. Однако средний возраст преподавателей — 48 лет, а молодых специалистов до 35 лет — всего 21%. По словам специалистов, это удручающие цифры. Более того, только половина выпускников педагогических вузов идут работать по специальности.
Как поясняют в Госсовете РТ, льгота призвана стать стимулом для педагогов, но сам законопроект еще на стадии «нулевого чтения». Прежде чем документ попадет в Госдуму, его должны рассмотреть правительство России и Совет законодателей.
Реальность и скепсис
Главный вопрос, который вызывает эта инициатива, — насколько она вообще поможет в решении кадрового кризиса. По данным Министерства образования, в школах республики больше всего не хватает учителей математики, русского языка и начальных классов. В некоторых районах нагрузка на педагогов превышает полторы ставки, а у 5% учителей — даже две.
Однако эксперты сомневаются, что льготы для детей учителей способны радикально изменить ситуацию.
«Я не думаю, что такая мера сильно повлияет на привлечение кадров, хотя сама идея разумная. Проблема в том, что учителя давно находятся в жалком положении. Это связано с низкими зарплатами, отсутствием уважения к профессии и общей государственной политики. Мы видим кусочные меры, которые ничего не решают», - рассказывает казанский репетитор по химии и биологии Эльвира Ишмухаметова, ушедшая из профессии педагога из-за обозначенных проблем.
По словам уполномоченного по делам ребенка в РТ Ирины Волынец, в первую очередь, инициатива должна помочь тем женщинам, кто уже трудится в сфере педагогики. Ранее учителя и воспитатели были вынуждены уходить из профессии из-за того, что их детей не брали в образовательные учреждения по разным причинам, и учителя увольнялись, переквалифицировавшись в домохозяек.
Льготы или деньги?
Большинство учителей считают, что вместо разработки новых льгот власти должны сосредоточиться на выполнении указов президента России 2012 года, согласно которым зарплаты педагогов должны быть не ниже средней по региону. Сейчас оклады учителей в Татарстане остаются недостаточно конкурентоспособными, несмотря на ежегодную индексацию. На сегодняшний день педагоги в регионе могут получать до 60 тысяч рублей, но это больше касается старожил, трудящихся на благо школы более 20 лет. Ребята, только окончившие образовательные учреждения, могут претендовать на полную ставку в 21 тысячу рублей. Конечно, картину скрасят надбавки молодым педагогам и субсидии от государства, однако, престижа это некогда самой важной профессии в жизни советского человека не прибавляет.
«Достойное отношение к учителю в России за последние 10–20 лет практически утратилось. Профессия потеряла свой престиж. Нужен комплекс мер, который будет включать не только повышение зарплат, но и социальную рекламу, государственную поддержку и изменение отношения общества к профессии», - размышляет о положении дел в профессии Вагапова Анна, учитель физкультуры в коррекционной школе № 9 Заинска.
Вопросы без ответов
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин считает, что инициатива Татарстана полезна, но не решит проблему:
«Мы уже вносили законопроекты о приоритетном праве детей педагогов поступать в дошкольные учреждения. Это не устранит кадровый кризис, но хотя бы улучшит ситуацию. Парадокс в том, что льготы есть у более чем 12 категорий граждан, а у педагогов — нет. Это несправедливо».
Скепсис вызывает и возможное влияние льготы на другие категории граждан. По словам экспертов, она может привести к конфликтам и обвинениям в ущемлении прав. Дети сами по себе агрессивны, в коллективе всегда унижается та личность, отличающаяся от большинства по какому-либо признаку. В последнее время в университетах нередко можно встретить следующую картину: дети участников СВО получают приоритетное право при поступлении, у других абитуриентов такая ситуация вызывает лишь негодование. Детей понять можно - годы тренировок перед поступлением и тяжелейшие экзамены выровняли всех поступающих, у каждого выпускника одинаковые шансы на поступление. Но предоставление льгот определенной категории ломает привычную картину, если государство и прибегает к таким мерам, оно должно задуматься о последствиях и сглаживать возникающие углы.
При этом законопроект пока не учитывает дополнительные расходы или другие меры, которые могли бы поддержать педагогов. Например, повышение финансирования школ, строительство новых образовательных учреждений или внедрение программ, привлекающих молодых специалистов.
Инициатива Госсовета Татарстана, возможно, станет шагом к поддержке педагогов, но сможет ли она действительно решить проблему дефицита учителей — большой вопрос. Пока власти делают ставку на льготы, преподаватели продолжают работать на полторы ставки, оставаясь фанатами своего дела.