Примерное время чтения: 6 минут
191

На грани истерики. Педагоги бегут из переполненных детсадов, сгорая за месяц

@ rawpixel.com / ru.freepik.com

Педагогический кризис в образовательных учреждениях Татарстана затронул и дошкольную сферу. Если о нехватке учителей в школах говорят уже как о серьёзной проблеме, то к дефициту воспитателей в детских садах пока внимание не очень пристальное. Однако по статистике, в республике не закрыты около тысячи вакансий и эта цифра продолжает стремительно расти. Почему так происходит и как можно решить еще не запущенную проблему – читайте в материале «АиФ-Казань».

«Мы оставляем детей на свой страх и риск»

Мамы маленьких детей, столкнувшиеся с переполненными группами, жалуются на снижение уровня безопасности и качество ухода. Воспитатели же, на которых сваливается лавина ответственности, вынуждены просто увольняться, не выдерживая огромных нагрузок за весьма скромные зарплаты. Уж проще пойти сборщицей на завод, где и режим труда нормированный, и оклады выше. 

Родители, отправляющие своих детей в детсадах Казани и других городах республики, выражают глубокое беспокойство возникшей ситуацией. Например, в детском саду №120 в Советском районе Казани на 13 групп осталось лишь 9 воспитателей. В результате, группы были объединены, а на одного воспитателя приходится до 35 малышей, что превышает все разумные нормативы.

«Один воспитатель просто физически не может справиться с таким количеством детей. Нам страшно оставлять детей в саду, ведь речь уже не идет о развитии или досуге, а хотя бы о том, чтобы обеспечить им безопасность», - жалуются родители.

Не только родители, но и сотрудники детсадов признают, что работать за минимальные зарплаты, беря на себя ответственность за детей, становится всё сложнее. В условиях, когда увольнение воспитателей стало повседневной практикой, на оставшихся ложится двойная нагрузка, что лишь усиливает отток кадров, отмечает заместитель министра образования и науки РТ Алсу Асадуллина.

Почему уходят воспитатели?

Проблема нехватки воспитателей в детских садах Татарстана давно вышла за рамки простого вопроса кадров, считает детский омбудсмен РТ Ирина Волынец. Это многослойная проблема, которая затрагивает как профессиональные, так и личные аспекты жизни педагогов, что в итоге отражается на воспитании подрастающего поколения. Рабочий день воспитателей в большинстве случаев начинается в 7:00 и заканчивается только в 19:00. Такой график — это не просто нагрузка, это испытание на прочность, с которым далеко не каждый может справиться.

Ещё несколько лет назад воспитатели работали с 07:30 до 18:00 — казалось бы, разница в полтора часа, но она делала рабочий день значительно легче. Сейчас же с 12-часовым рабочим днём, без полноценного обеда и с нескончаемыми обязанностями, воспитатели к пятнице чувствуют полное выгорание. Весь энтузиазм уходит вместе с силами, остаётся лишь одно желание — дожить до выходных.

Один из главных факторов, усиливающих этот стресс, — огромное количество детей в группах. В современных детских садах численность групп может достигать 40–45 человек, а это не просто большая нагрузка — это настоящее испытание для психики и терпения. Молодые воспитатели нередко оказываются не готовы к такому количеству детей, не выдерживают и уходят. Им просто не хватает опыта и, что более важно, моральных ресурсов для работы в таких условиях.

К этому добавляется ещё одна серьёзная проблема — низкая зарплата. Несмотря на обещания улучшений, реальные доходы воспитателей колеблются в пределах 40-50 тысяч рублей. При этом ставка — всего 24 тысячи, остальное приходится на стимулирующие выплаты, размер которых зависит от множества факторов, включая балльную систему,  и это добавляет нестабильности к и так нервозной работе.

«Люди работают, пока их дети маленькие и ходят в тот же сад. Но как только дети идут в школу, мамы предпочитают уйти на другие, более оплачиваемые работы», - говорит одна из воспитательниц Казани.

Воспитатели сталкиваются не только с перегрузкой и низкой зарплатой, но и с родителями, которые зачастую добавляют дополнительный стресс. Современные родители нередко предъявляют к воспитателям необоснованные требования, забывая о своих обязанностях. Они могут приводить детей в сад не по режиму, игнорировать правила, не оплачивать услуги вовремя или создавать конфликты на пустом месте.

Тяжелый контакт с родителями

Возьмем в качестве примера одну из местных воспитательниц Ландыш Закирову. Она всегда была полна энтузиазма, использовала современные методики и любила свою работу. Но даже она не выдержала. После нескольких лет работы ушла из профессии, несмотря на отсутствие явных конфликтов с родителями или коллегами. Она просто устала бороться с системой, с ожиданиями, которые ей постоянно навязывали родители.

Вместо неё на замену пришла опытная воспитательница на пенсии, но и она уже считает дни до окончания контракта. Почему? Потому что с родителями стало работать труднее. Они требуют от воспитателей не просто ухода за детьми, а исполнения их прихотей. Приводят детей не по расписанию, игнорируют режим, перекладывают на воспитателей воспитательные функции и создают дополнительные трудности. Как итог — эмоциональное выгорание у новых поколений воспитателей наступает всё быстрее, а приток молодых кадров в эту важную профессию сокращается.

Как привлечь новых воспитателей?

Проблема нехватки воспитателей носит системный характер. Одним из возможных решений может стать пересмотр государственной политики в области оплаты труда, предоставление дополнительных льгот и социальных гарантий, а также активное привлечение молодых специалистов.

Министерство образования Татарстана признает проблему и пытается решить её за счет привлечения студентов педагогических колледжей. С сентября 2023 года им разрешили работать в детских садах, что несколько уменьшило нагрузку на оставшихся воспитателей.

Но, по мнению экспертов, это лишь временная мера, которая не решает коренной проблемы — отсутствия достойной оплаты труда и социальных гарантий.

Кроме того, необходимо пересмотреть и образовательные программы для воспитателей. Как показывает практика, многие педагоги, только что окончившие учебные заведения, не готовы к работе с детьми из-за отсутствия практических навыков и знаний в области детской психологии.

Символично, что такая глубокая и остро социальная проблема обсуждается именно в день воспитателя. Все специалисты и эксперты едины во мнении - проблемы в системе дошкольного образования требуют комплексного решения. Увеличение зарплат, пересмотр рабочих графиков, уменьшение численности групп — это лишь верхушка айсберга. Настоящие изменения могут начаться только с осознания важности и ценности труда воспитателей, как со стороны государства, так и со стороны родителей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах