Мусульманское сообщество России, известное своей приверженностью ханафитскому и шафиитскому мазхабам, представлено в основном суннитами. Однако на религиозной карте страны находятся и шииты, хоть и в меньшинстве. Среди них преобладают имамиты и исмаилиты. Дагестан — единственный регион, где шииты составляют значимое меньшинство. В последние годы шиитская община начала формироваться и в Татарстане. Её ядро составляют выходцы из Азербайджана и Ирана. О том, как живут и во что верят татарстанские шииты, читайте в материале «АиФ-Казань».
Как зародился шиизм?
Конфликты на Ближнем Востоке заставили мир присмотреться к различиям между шиитами и суннитами. Но история этих ветвей ислама уходит глубже политических разногласий. Когда в 632 году скончался пророк Мухаммед, часть мусульман считала, что правопреемником должен стать его двоюродный брат Али, супруг дочери Мухаммеда Фатимы. Этот политический выбор постепенно приобрел религиозное значение. Сегодня шииты составляют около 10-13% от всех мусульман, и для них Али и его потомки — не только наследники пророка, но и носители божественного знания.
Сунниты, напротив, считают, что Мухаммед не оставил прямого указания о преемнике. Поэтому лидером общины стал Абу Бакр, ближайший соратник и тесть пророка. Сунниты верят, что лидером должен быть лучший из общины, а не обязательно потомок пророка, и считают четырёх первых халифов праведными, хотя Али играет для них меньшую роль, чем для шиитов.
Разрыв усилился, когда халифат перешел к династии Омейядов. Муавия, первый Омейядский халиф, передал власть своему сыну Язиду, что вызвало сопротивление со стороны Хусейна, сына Али. Его смерть в битве при Кербеле в 680 году стала символом мученичества для шиитов, укрепив их веру в справедливость борьбы за праведное лидерство.
Религиозная практика и различия
Шииты и сунниты различаются и в поклонении. Шииты объединяют пять традиционных молитв в три обязательных, что связано с их богословскими интерпретациями. Шииты верят, что во время намаза верующий должен падать ниц на предмет, считающийся частью земли. Именно поэтому шииты носят с собой камень, на который склоняют голову во время земного поклона.
Кроме того, шииты признают ряд хадисов, которые не принимаются суннитами, и считают своих имамов духовными посредниками между Богом и людьми. Святые места шиитов включают не только Мекку, но и могилы имамов в Ираке, которые они посещают как святыни.
Имамат — ключевой столп шиитской веры. Имамы воспринимаются как божественно назначенные лидеры, наделённые особым знанием, в отличие от суннитских лидеров, чьи роли более утилитарны. Паломничества в святые для шиитов города, такие как Наджаф и Кербела, играют важную роль в их духовной жизни.
Шииты России и Татарстана
После распада СССР шииты получили свободу вероисповедания, и с тех пор их общины стали активно формироваться по всей России. В 1990 году Иран создал Всемирную ассамблею «Ахль-аль-Бейт», чтобы поддерживать шиитов за рубежом. В 1996 году была основана первая шиитская община в Москве, за которой последовали другие в различных городах России. Шиитские общины преимущественно автономны и не имеют центральной структуры, как это принято у суннитов.
В Татарстане и других российских регионах подавляющее большинство шиитов составляют азербайджанцы, а также представители других народов, таких как талыши, лезгины и таджики-исмаилиты. В Москве действует значительная шиитская община, и до недавнего времени они имели собственную мечеть в районе Отрадного. Несмотря на мирные отношения с суннитами, шииты иногда сталкиваются с трудностями, включая давление со стороны радикальных исламистских групп.
Шииты в России не имеют собственных муфтиев, как сунниты, но следуют наставлениям своих марджа ат-таклидов — авторитетных религиозных лидеров, большинство из которых находятся за пределами России, например, Али Хаменеи в Иране или Али Систани в Ираке. Тем не менее, в России есть влиятельные шиитские проповедники, такие как Назим Зейналов и Амин Рамин.
Значительная часть шиитов Татарстана проживает в Казани. Держатся они преимущественно общиной, вместе посещают свои религиозные праздники, которые чаще всего организовывают в кафе «Стамбул», ресторане «Баку». Молитвы казанские шииты проводят в Султановской мечети и «Аль-Марджани». Общину возглавляет уроженец Башкирии Афзалов Альмир, обучался он в иранском университете «Аль-Мустафа».
По мнению богословов, культура шиитов отличается своей глубокой приверженностью траурным мероприятиям, особенно в день Ашура, когда вспоминается смерть имама Хусейна. Помимо этого, шииты отмечают дни рождения и смерти пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы и потомков Али. Одной из уникальных практик шиитов является такийя — возможность скрывать свою веру для собственной безопасности, что особенно актуально в суннитских регионах.
В XIX веке самый известный татарский богослов Шигабутдин Марджани вынес фетву (религиозное постановление), разрешающую шиитско-суннитские браки. В своей книге «Татарская богословская мысль XIX — начала ХХ вв. и Шигабутдин Марджани» Д. Шагавиев пишет, что Марджани подчеркивал следующее: шииты — тоже мусульмане и представляют собой такой же мазхаб (религиозно-правовую школу), что и четыре других суннитских мазхаба. К слову, один из его критиков, лидер консервативных мусульман-татар, суфийский шейх Ишмухамет Динмухаметов относил Марджани и его единомышленников к шиитам.