Сезон кикшеринга или аренды самокатов в Татарстане оказался под угрозой отмены. Власти совместно с правоохранителями всерьёз взялись за проблемы, создаваемые во многом водителями двухколёсного электротранспорта. Количество аварий с участием электросамокатчиков остаётся пугающим, а установленные правила, как говорят в народе, водители вертели на этом самом электротранспорте. Итог оказался закономерен – теперь кикшерингу могут навязать либо невыгодные для него условия, либо вышвырнуть с улиц РТ.
Никак не стартуем
Сезон электросамокатов в этом году во многих городах начался раньше срока. Повышенная температура воздуха позволила выкатить двухколёсных уже в конце марта. Все города-миллионники уже вовсю «гоняют», и только Казань пока колеблется. С одной стороны – это прибыльный бизнес и повышение транспортной доступности для людей.

По итогам 2024 года МВД предоставило безжалостную статистику: за минувшие 11 месяцев произошло 38 аварий с участием электросамокатчиков. Причём пострадавших оказалось ещё больше – 39 человек. 16-летний водитель самоката погиб.
К слову, власти Татарстана и раньше не слишком жаловали «новую моду», а после озвучивания статистики и вовсе отложили начало сезона кикшеринга. Отмечается, что татарстанские города во многом не оборудованы под требования кикшеринга – нет специальных дорожек и мест под парковочные зоны. Власти ссылаются на то, что многие города были заложены в те времена, когда движение подобного транспорта не было предусмотрено, а значит, мест на всех участников движения не хватит. Кроме того показателен пример Перми, которая в 2024 году полностью запретила кикшеринг. Удивительно, но факт: число ДТП с участием самокатов снизилось с 80 до 8.
Правила для «электронщиков»
Впрочем, не исключается, что сезон кикшеринга всё же запустят, однако с рядом жёстких условий. В Институте транспортного планирования отметили, что муниципальные власти имеют право разработать собственные правила для передвижения электросамокатчиков, чтобы минимизировать риски. Тем более, что владельцы кикшеринговых компаний к таким требованиям всегда прислушиваются – к примеру, у электросамокатов существенно снизили скорость и установили запрет на перемещения в определённых зонах. Такие же ограничения действуют в Москве и Санкт-Петербурге.
К сожалению, даже самые строгие правила чаще всего сопровождаются полным равнодушием к ним самих потребителей. В соцсетях с наступлением тепла неоднократно печатаются жалобы на рассекающих по двое на самокате подростков, на сами самокаты, брошенные как попало на улицах и перегораживающие въезды. Примечательно, что многие жители Татарстана оказались полностью солидарны с мнением властей и выступили за то, чтобы «убрать с глаз долой» все электросамокаты.
«Слишком много проблем с этим кикшерингом. Говорили, самокат видит, когда на нём ездят вдвоём? Ничего подобного - ездят и по трое! И малолетки гоняют, явно не достигшие 16-летия», - пишут разъярённые жители Казани.
«На арендованных самокатах вечно дичь вторят - а потом переломы, раны и выбитые зубы... Нравится им, что ли, такое?», - негодуют другие.
В то же время активные пользователи приветствуют появление самокатов и называют их хорошей экологичной и экономичной заменой личному авто, а запрет считают попыткой решить максимум проблем минимальными усилиями.
«А давайте всех сразу запретим - и велосипедистов, и автомобилистов, и пешеходов. Все ведь правила нарушают! А запретить ведь проще, правда?», - иронизируют пользователи в ТГ-каналах.
Впрочем, был предложен и компромиссный вариант – выделить под парковочные места 115 территорий в Казани. Однако и здесь имеется своя лазейка – это количество меньше прошлогоднего почти в 17 раз. Согласится ли на это бизнес – ещё неизвестно. Окончательное решение по судьбе самокатов может быть принято после заседания комиссии по безопасности дорожного движения.