В Казани с новой силой разгорается поутихший было культурный скандал: предприниматель зарегистрировал товарные знаки на имена героев татарского фольклора. Теперь театры, книгоиздательства и сувенирные лавки вынуждены либо платить за использование таких знакомых названий, либо отказываться от них вовсе.
Что будет со спектаклями, сувенирами и книгами о Шурале (Лешего) и Су Анасы (Русалочки) — в материале «АиФ-Казань».
Суд и антимонопольная служба разбираются
История началась осенью прошлого года, когда владелец компании «Национальные игрушки» Искандер Асянов зарегистрировал товарные знаки на фольклорных персонажей. В список вошли не только известные татарстанским ребятишкам образы Шурале и Су Анасы, но и Камыр-Батыр, Кар Кызы, Казанская царица и другие.
Вскоре компания потребовала от казанского театра кукол «Экият» полмиллиона рублей за использование этих имен в афишах и спектаклях. Театр платить отказался, и дело дошло до суда. В рамках процесса антимонопольная служба проверяет, не является ли это злоупотреблением правом.
Как выяснилось, зарегистрировать в Роспатенте можно почти любое слово, если оно не относится к государственным символам или охраняемым наименованиям. Но при этом есть риск, что суд признает такую регистрацию недействительной, если она ограничивает свободное использование народного достояния. Об этом нам рассказали в нескольких городских юридических компаниях.
Сувениры исчезают с полок, театры меняют афиши
Сложности у деятелей культуры уже начались осенью того года. В ноябре 2024 года компания впервые подала иск против магазина «Казанские подарки», где во время контрольной закупки была найдена фигурка с надписью «Шурале». Суд признал нарушение прав на товарный знак, и магазин вынужден был выплатить компенсацию. Как итог — с прилавков магазинов убирают главных татарских сказочных геров.
«Люди спрашивают, где фигурки Шурале, а мы даже объяснить толком не можем, почему их нет», — делится эмоциями в разговоре с «АиФ-Казань» продавец сувенирной лавки на улице Баумана.
Театр «Экият» также столкнулся с проблемой. «Получается абсурд: мы играем спектакли по народным сказкам, но не можем называть их традиционными именами», — негодует художественный руководитель театра Ильгиз Зайниев. По его словам, пока театр продолжает спокойно играть спектакли, но юристы уже готовятся к судебной защите.
Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова назвала действия компании мошенничеством и отказалась платить. В ответ бизнесмен предложил «мировое соглашение» — 1 рубль за каждый прокат спектакля. Но власти на уступки не пошли, поскольку это фактически означало признание права собственности на народные символы за предпринимателем.
«Это наше культурное достояние!» — подчеркнула Аюпова, наотрез отметая саму мысль о каком-то торге.
Можно ли вернуть народное наследие?
Министр культуры назвала сложившуюся ситуацию возмутительной. «Мы не будем платить за использование образов, которые принадлежат всем, — заявила она. — Это прецедент, который может коснуться любого учреждения культуры в стране».
Эксперты отмечают, что выходом может стать признание недействительным право на владение такими товарными знаками. В российском законодательстве есть нормы, защищающие культурное наследие, но на практике их сложно применять.
Проблема в том, что эксперты Роспатента не всегда знают, какие персонажи принадлежат фольклору. Возможно, выходом станет создание реестра, куда можно будет вносить известные народные образы, чтобы их нельзя было приватизировать, считают адвокаты.
«Герои сказок — часть нашей идентичности. Они не могут стать чьей-то собственностью», — считает депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов, отстаивающий интересы республики на федеральном уровне.
«Это абсурд, помогите!»
4 февраля состоится новое заседание суда по иску к театру «Экият». Если патент на Су Анасы признают недействительным, это станет прецедентом для отмены других регистраций. Параллельно в Совете Федерации готовят изменения в закон, чтобы эксперты Роспатента учитывали мнение регионов.
«Это абсурд! Завтра „приватизируют“ название „чак-чак“ или образ Кремля, и что — за право выпускать сладости и фоткаться туристам на фоне Спасской башни нужно будет платить по 100 тысяч какому-то ушлому бизнесмену?» — возмущаются владельцы лавок.
Пока идут судебные разбирательства, театры и сувенирные магазины оказались в сложной ситуации. Смогут ли они вернуть право свободно использовать национальных героев — станет ясно в ближайшие месяцы.
Между тем аналогичная ситуация произошла и в Бурятии. Там местная кондитерская фабрика перестанет делать шоколад «Аюнка», так как образ девочки в национальной одежде напоминает образ на обёртке шоколада «Алёнка». До суда дело не дошло — кондитеры из Бурятии согласились с претензией и поменяли бренд.