Вопрос о ношении хиджаба в последние годы приобрел особую актуальность, став горячей темой для обсуждения в обществе. Пылкие споры подогреваются не только общественным мнением, но намерениями и решениями властей. Дошло до того, что муфтий Татарстана Камиль Самигуллин отнес хиджаб к традиционным духовным ценностям российских женщин. Что имел ввиду хазрат – в материале «АиФ-Казань».
Татарские мусульманки
Многие утверждают, что хиджаб – чужд татарской культуре, якобы это исключительно арабская традиция. Говорят, что татарки прошлого века носили калфаки или косынки, которые лишь частично прикрывали волосы, в отличие от современного хиджаба. Однако давайте взглянем на исторические свидетельства.
Те, кто хоть раз удосужился заглянуть в библиотеку и изучить труды этнографов, знают, что наши прабабушки носили хиджаб – и в Казани, и в Астрахани, и в Сибири. Это был платок, завязанный спереди и закрывавший шею. Подобные наряды были распространены не только среди городских, но и среди сельских татарок, хотя для работавших в поле были характерны иные варианты.
Со временем в городах стали появляться калфаки, маленькие шапочки, едва прикрывающие волосы, что вызывало критику даже в XIX веке. Например, самый известный татарский историк и богослов Шигабутдин Марджани писал о том, что ношение калфаков стало тревожной тенденцией, а истинным символом женской скромности он считал полностью закрытые платки и длинные рукава.
«Наш народ опирается на ислам. Первые наши песни – о вере, Аллахе, Пророке, самая древняя книга - «Кыссаи Йусуф» (о 12-й суре Корана). Наш народ сохранился благодаря исламу. Ношение платка – это не только мода, это повеление нашего Господа, про него много хадисов, и ни одна из жен сподвижников, великих ученых, не ходили без платка. Для нас это доказательство является достаточным. Платок – это женская корона. Одевайте его с гордостью, да будет доволен вами наш Аллах», – пожелал Камиль хазрат Самигуллин на встрече с известными мусульманками Татарстана.
Двойные стандарты
Тем, кто выступает против хиджаба, всегда хочется задать один вопрос: а как насчет мини-юбок и откровенных нарядов, которые явно не имеют татарских корней? Почему борьба за традиционные ценности направлена только против «арабского» хиджаба, но не против фривольных западных стилей? Ирония в том, что критики хиджаба часто сами придерживаются стилей одежды, далеких от традиционных татарских норм.
Многие путают светскость с атеизмом, полагая, что светское государство должно быть стерильным от любой религиозной символики. Однако это заблуждение. Атеизм – это не нейтральная, а вероисповедная позиция, так как он основывается на вере в отсутствие Бога. Подлинная научная позиция – агностицизм, который признает невозможность доказательства как существования, так и отсутствия Бога.
Светское государство должно быть нейтральным к религиям, руководствуясь разумом, а не догматами. Это не означает, что религия должна быть полностью вытеснена из общественной жизни. В ряде европейских стран, например, существует практика религиозного налога, что доказывает: светскость государства не исключает поддержку религий в интересах общества.
«Религиозная одежда должна быть повсеместно разрешена в России. Возмутительно, что это вообще обсуждается в обществе. Где уважение к культурам коренных народов, которые веками живут в России? Почему считается, что хиджаб — это нарушение прав женщин, а не часть их культуры? Только потому, что это неприемлемо на Западе? Истинное лицо Запада уже проявилось, и нам не стоит на него равняться», - недоумевает Самигуллин.
Воля каждого
Хиджаб никоим образом не нарушает принцип светскости, считают богословы. В настоящем светском государстве каждый волен одеваться так, как считает нужным. Ношение хиджаба – это личный выбор, который не должен подвергаться общественному осуждению. Аргументы против хиджаба, как правило, основаны на эмоциях, а не на рациональных соображениях.
Чтобы понять, почему хиджаб вызывает столько споров, стоит задать себе простой вопрос: почему никто из нас не ходит голым, даже в жару? Ведь это было бы экономичнее и полезнее для здоровья. Причина – общественная мораль, которая, как ни крути, корнями уходит в религию. Таким образом, даже светские нормы стыдливости и приличия основаны на религиозных традициях.
По словам хазрата, хиджаб является не только исламской традицией, но ее существование зафиксировано и в христианстве, и в иудаизме. В России женщины всегда покрывались, защищая себя от непристойных взглядов. Судя по сохранившимся фотографиям и картинам, одежда русских и нерусских женщин в нашей стране издревле покрывала их тела с головы до ног, кроме лица и кистей рук. По сути, это то же самое, что и хиджаб.
«Взгляните на иконы. Или вспомните, как изображали художники деву Марию — мать пророка Исы (Иисуса). Именно хиджаб — это традиционная духовная ценность российских женщин, потому что это целомудренная одежда. Значит, эту традицию нужно беречь, а не запрещать.», - каждый раз подмечает муфтий Татарстана, когда разговор заходит о запрете мусульманской религиозной одежды.