Новый Генплан столицы Татарстана, рассчитанный до 2035 года, будет обсуждаться специалистами и горожанами уже этим летом. Какие проблемы он должен решить, рассказал начальник Управления архитектуры и градостроительства Казани Владимир Фомин.
Кто и когда утвердит новый Генплан?
25 июля 2017 года после устранения замечаний планируется провести широкое обсуждение Генплана Казани с депутатами, ведущими проектировщиками города. Потом начнётся согласование с федеральными и региональными ведомствами. Кроме того на 12 территориях города будут проведены публичные слушания по Генплану. Срок согласования по законодательству – три месяца. В итоге Генплан Казани, рассчитанный на период до 2035 года, планируют представить на утверждение Казгордумы в конце 2018 года.
В чём принципиальные отличия от прежних генпланов?
Выбрана одна из четырёх предложенных концепций - компактный город без застройки периферии, с более устойчивыми транспортными связями. Проект разрабатывается с учётом развития Казанской агломерации, но при этом без изменения границ Казани.
Решено отказаться от возведения крупных многоэтажных жилых районов на периферии Казани, присоединенной в 2007 году (Восточная дуга). Многоэтажные жилые дома будут возводить прежде всего в «Салават купере», вдоль берега Волги в районе речного порта, Березовой рощи, Западного Заречья, Новой Вишневки.
Ещё одно новшество – курс на сбалансированное развитие города. Для жёсткого регулирования застройки предлагается утвердить в Генплане максимальные параметры нового жилищного строительства для каждой функциональной жилой зоны. Новое строительство на новых территориях теперь будет осуществляться с одновременным развитием улично-дорожной сети, инженерной и социальной инфраструктуры.
Впервые в Генплане появился раздел о природно-рекреационном комплексе города. Это ответ на справедливую критику экологов. Суть новшества - в учёте и придании правового статуса существующему озеленению, постановке на кадастровый учёт этих территорий и установлении минимальных показателей для вновь создаваемых участков в каждом новом микрорайоне.
Какие дороги разгрузят Горьковское шоссе?
В городе предлагают построить 354 км улично-дорожной сети и более десяти 10 развязок. Новая магистраль общегородского значения вдоль западного хода железной дороги, далее вдоль набережной Волги поможет разгрузить Горьковское шоссе. Для разгрузки этого шоссе и улучшения транспортных связей с районом «Салават купере» предлагают построить дорогу вдоль проектируемой трассы высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) и транспортные развязки на ул.Васильченко, на пересечении пр. Ибрагимова, ул. Декабристов, ул. Копылова, а также на пересечении с проектируемой дорогой, являющейся продолжением Аметьевской магистрали и проходящей вдоль железной дороги до федеральной трассы М-7.
Запланировано также появление вылетной магистрали - по ул. Тэцевская через жилой комплекс «Салават купере» с выходом на федеральную трассу М-7. Кроме того запроектирована кольцевая дорога-дублер вдоль трассы М-7.
Кто победит - автомобили или общественный транспорт?
Новый генплан предусматривает замыкание Большого казанского кольца. Для этого планируют продолжить ул. Баки Урманче до пересечения с ул. Тихорецкая, где должна появиться транспортная развязка. Кроме того, уже в 2017 году планируют пустить скоростной трамвай от ул. Тэцевской до центра микрорайона «Салават купере».
Когда и куда вынесут промышленные предприятия?
Вынос за пределы города Порохового завода, грузового речного порта и других предприятий предлагался ещё в прежних генпланах Казани. В новом проекте зарезервированы площадки для промышленного выноса предприятий – на востоке и на севере Казани, в районе «Казаньоргсинтеза». «По большому счёту, если вынос производить, то за пределы Казани, - считает Владимир Фомин. - А там мы пока даже контуры не можем нарисовать, ведь это уже не наша территория.
Вообще передислокация - болезненная тема для любого предприятия, она требует больших материальных затрат, то есть перенос промпредприятий невозможен без их доброй воли».