Инсаф Салахов из Зеленодольского района сконструировал эластичную капсулу для тушения пожара, Ксения Беляева из Казани изобрела волновую энергетическую установку, Индира Калимуллина из Набережных Челнов придумала устройство для контроля осанки, а Фаиль Багаутдинов из Буинского района своими руками из старого велосипеда сделал мопед. Инсаф, Ксения и Индира недавно получили за свои проекты золотые медали на Международном конкурсе изобретателей.
В помощь пожарным
16-летний Инсаф Салахов из Зеленодольска изобрел эластичную капсулу для тушения пожара с минимальными рисками для спасателей и имущественными потерями. Она представляет собой воздушный шар, который в сдутом виде крепится к потолку комнаты. Во время пожара капсула начинает наполняться углекислым газом или воздухом с содержанием кислорода меньше 12%. Надуваясь, шар заполняет всю комнату, вытесняя окислитель. Тем временем ближайшая к огню капсула, соприкасаясь с языком пламени, лопается и создает направленный поток газа на огонь, задувая пожар.
«Изобретение не предназначено для тушения пламени в квартирах и домах, так как шар надувается, заполняя все пространство, и может навредить человеку. Его лучше использовать в складских помещениях или серверных. При этом способ тушения огня эластичной капсулой наносит меньше ущерба. При тушении водой или пеной намокают вещи и может произойти короткое замыкание», - объясняет преимущество устройства Инсаф Салахов.
Эта идея родилась у школьника неслучайно. Его отец служил в МЧС. Однажды по старому знакомству он привел ребят, занимающихся в научном кружке, в пожарную часть, чтобы наглядно показать работу спасателей. В ходе экскурсии школьникам дали задание придумать, как можно минимизировать риски при пожарах. К выполнению наказа дети приступили с большой ответственностью. Начали с робота, но проект оказался непрактичным и дорогим. Тогда пришла идея создания эластичной капсулы.
«Мы делали дома опыты с содой и уксусом, там тушили свечу. После этого перешли от дорогостоящих роботов к капсулам», - рассказывает Инсаф.
Но устройство до конца недоработано. Например, пока непонятно, из какого негорючего материала изготовить капсулу. Поэтому пока на выставках для демонстрации устройства Инсаф использует обычный воздушный шар и небольшую камеру для имитации пожара.
Электричество из океана
17-летняя ученица казанского лицея №145 Ксения Беляева получила золотую медаль за проект по преобразованию энергии океана в электричество. По ее словам, подобные устройства активно используют в нескольких странах, например, в Японии. Но преимущество ее прибора в том, что он более чувствителен к волнам. Так, установка может работать на небольших глубинах при высоте волны от полуметра. Принцип действия изобретения следующий: при прохождении морских волн поток воды колеблется внутри корпуса, устремляясь в его верхнюю часть. Затем начинает вращаться гидротурбина и ротор электрогенератора, который вырабатывает электричество.
«Целью проекта было разработать устройство для получения чистой энергии, не прибегая к сжиганию углеводородного топлива. Сегодня 90% ресурсов мы получаем именно вторым способом. К сожалению, он приводит к загрязнению окружающей среды», - объясняет пользу волновой энергетической установки Ксения.
На разработку проекта у девушки ушло около года. Идея изобретения ей пришла на занятии в научно-техническом обществе, которое работает при лицее. Ксения говорит, что физика – ее любимый предмет в школе. В будущем она хочет посвятить себя науке, а в ближайших планах – создать опытный образец волновой энергетической установки, который пока существует только как 3D-модель на компьютере.
«Антисон» для водителей
14-летняя Индира Калимуллина из Набережных Челнов изобрела устройство для контроля осанки. Суть его заключается в том, чтобы не дать водителю уснуть за рулем.
«Моя мама - автомобилист. Когда мы выезжаем за город, долгие поездки вызывают у нее сонливость. Поэтому в дороге я стараюсь не расслабляться и постоянно ей напоминать о внимательности. Тогда я задумалась: почему бы функцию наблюдения за водителем не переложить на специальное устройство», - рассказывает Индира.
Прибор, который изобрела школьница, внешне напоминает слуховой аппарат. Он крепится к ушной раковине и не беспокоит водителя, когда тот сидит прямо. Как только автомобилист начинает засыпать и его голова наклоняется, маятник на устройстве касается внутренней поверхности цилиндра и замыкает электрическую цепь. В этот момент раздается звуковой сигнал, который будит водителя. Когда человек выравнивает осанку и поднимает голову, звук прекращается. При этом чувствительность устройства можно регулировать, чтобы человека не раздражал звук от каждого поворота головы.
Мопед из старого велосипеда
Однако не все ребята, увлеченные наукой и техникой, занимаются в технопарках, многие – самоучки. Так, в Буинском районе Татарстана школьник Фаиль Багаутдинов минувшим летом собрал из старого велосипеда самоходный мопед. По словам подростка, техникой он начал интересоваться с детства: просил отца научить его водить машину. Потом на столе юного техника все чаще стали появляться книги о рационализаторских работах.
Идея создать мопед к нему пришла, когда он увидел в сарае бабушки старый велосипед. Отец, зная о пристрастии сына к технике, разрешил ему забрать его домой. Затем вдвоем они начали изучать в интернете оборудование, приводящее в действие веломопед. Для ускорения требовался комплект из двигателя, газа, ручки сцепления, глушителя, карбюратора, «звезды» с дополнительной цепью и бензобака. Это оборудование они купили за 4000 рублей, при том, что готовый мопед в магазине стоит около 40-50 тысяч.
«Одна сторона ручки веломопеда выполняет роль газа, другая – сцепления. Когда включаешь и начинаешь крутить педали, в двигатель поступает топливо. Затем регулируешь скорость. Если закончится бензин - не беда, тут же начинаешь крутить педали», - объясняет устройство механизма Фаиль.
Пока неизвестно, какое будущее ждет изобретения наших юных техников, ведь многие разработки ученых так и остаются на бумаге. Но Инсаф Салахов и Ксения Беляева уверены, что для их открытий найдутся спонсоры, которые помогут воплотить в жизнь работы.