Когда у казанцев появится выход к Волге, отсечённой от города железной дорогой, как вернуть жителей на центральную улицу Баумана, - ответы на эти и другие вопросы даст Концепция устойчивого развития исторического поселения Казани.
В поисках баланса
Готовый документ архитекторы и урбанисты представят в июле 2020 года. Итогами своей работы они поделились на встрече, организованной в мэрии Казани.
«На методику, разрабатываемую в Казани, уже есть запросы в других крупных городах, имеющих статус исторических поселений, - поделилась наблюдениями генеральный директор компании BrightConsulting Мария Яшенкова. – Кроме того, в ходе работы были выявлены нуждающиеся в уточнении, корректировке положения в федеральном законодательстве. Например, такого понятия, как нематериальное наследие, в нём пока нет».
Напомним, создание концепции «Центр Казани – устойчивое развитие» инициировал два года назад президент Татарстана Рустам Минниханов. Он поставил задачу разработать единую методику проектирования на территории исторического центра Казани. В концепции будут отражены застройка и реконструкция, экономика исторического центра города, его нематериальное наследие и социально-исторические уклады. Единая концепция развития исторического центра Казани может заработать в столице Татарстана уже в 2020 году. Результаты работы можно будет увидеть в столице Татарстана в ближайшие 15 лет. К тому же эта разработка станет новым словом в развитии крупных городов России. Ведь Казань стала одним из первых городов-миллионников, принявших положение об историческом поселении. Так называют историческое ядро города - небольшую по размерам территорию, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения.
По словам главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной, итогом проекта станут понятные для всех: и жителей, и застройщиков – правила работы в центре города. Сейчас работа в центре Казани вызывает большие опасения у девелоперов, застройщиков, инвесторов. Ведь там очень сложные требования и к разработке проекта, и к его согласованию, и к ведению строительных работ.
«Всё это притормаживает развитие городского центра, - отметила Ильсияр Тухватуллина. - Мы ищем пути, каким образом облегчить эту работу, каким образом оживить центр. И при этом сохранить специфику, эксклюзивность этой среды. Итогом работы станут понятные для всех правила - и для инвесторов, и для архитекторов, и для жителей».
Член рабочей группы по созданию концепции, архитектор Олег Маклаков ставит во главу угла достижение баланса между сохранением исторической среды и градостроительством. «Центр не должен быть законсервирован, ему необходимо развиваться, - подчёркивает Олег Маклаков. – А для этого нужен комплексный подход».
По словам Олега Маклакова, территория исторического поселения Казани совпадает с территорией города конца XIX – начала XX вв. Она ограничена Кремлем, улицами Вишневского и Адмиралтейской слободой в районе улицы Гладилова. Общая площадь исторического ядра - порядка 23 кв. км., оно составляет всего 4-5% нынешних масштабов города.
Одна из главных проблем - неравномерное развитие периферийных зон центра. «Наиболее развито ядро – Казанский Кремль и идущие от него к периферии параллельные друг другу улицы Баумана и Карла Маркса, - считает Олег Маклаков. - Вся активность сосредоточена прежде всего там. В то же время отстают в развитии пойменная территория за Булаком, левый берег Казанки, где в постперестроечное время построили много элитного жилья». Чтобы оживить эти места, архитекторы предлагают развивать поперечные связи в центре - относительно улиц Баумана и Карла Маркса.
В пользу человека, а не автомобиля
«Основное наше предложение – выход центра города к набережным Волги, Казанки, берега Кабана, - говорит Олег Маклаков. - Идеи выхода центра Казани к Волге, которая сейчас отсечена от исторического центра железной дорогой, поднимает не одно поколение казанских архитекторов. Очень надеемся, что сейчас для этого будут сделаны реальные шаги. Надо, чтобы на набережную выходила улица Галиаскара Камала и хотя бы ещё две поперечные улицы, идущие от центра в сторону железнодорожного вокзала и Колхозного рынка».
Чтобы облегчить горожанам и гостям Казани выход к набережной Волги, архитекторы предлагают проложить пешеходные мосты, убрать в тоннели некоторые участки Большого Казанского кольца, железнодорожной ветки или приподнять их на эстакады.
Ещё одна проблема – неравномерность транспортных связей. Проще говоря, все транспортные маршруты в центре идут по улицам Татарстан и Московской. А верхняя терраса – например, улица Кремлёвская, а также территория в районе улицы Нариманова общественным транспортом не обеспечена. Поэтому в концепции предлагается развивать сеть маленьких локальных маршрутов. Взять за основу упраздненную несколько лет назад историческую схему движения трамваев. Ведь по улице Баумана, например, в прошлом веке ходил общественный транспорт.
Вернуть жильё в центр
Сейчас, считают специалисты, пора вернуть жильё в центр. Программа ликвидации ветхого жилья лишила центр коренных жителей. Между тем, на окраинах выросли огромные спальные районы. «Перед празднованием Тысячелетия Казани и проведением Универсиады была задача сделать парадную улицу Баумана, - рассуждает Олег Маклаков. - При этом ресурсы были брошены на локальную задачу, а целым пожертвовали. Сейчас прошел этап этих развитий, мы уже показали, что у нас всё круто, сейчас нужно заняться собой».
В числе новых точек роста Казани специалисты назвали зону железнодорожного вокзала, который ждет реконструкция, а также развитие зеленой зоны между ЦУМом и Дворцом спорта.
Социолог и урбанист Мария Леонтьева, говоря о развитии самобытного облика Казани, выделила несколько социально-исторических укладов, на основе которых можно развивать городскую инфраструктуру. Это паломничество, центром которого являются религиозные храмы, просветительский уклад, центром которого является кампус КФУ, а также промышленный уклад – территории Адмиралтейской и Старо-Татарской слободы. «Например, в Старо-Татарской слободе можно подумать, как поддержать хорошо сохранившийся национальный уклад Забулачья (улица Парижской коммуны – от Сенной мечети до улицы Тукаевской), и при этом сделать эту часть города более светской».