20 раз за 13 лет вносили изменения в «Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в РТ», принятое Кабинетом министров РТ ещё в 2004 году. «АиФ-Казань» изучил его, чтобы понять, выиграли или проиграли от всех этих поправок сами льготники?
Пенсионеры
Трудно поверить, но по первой редакции постановления №542 (действовала меньше 1,5 месяца), простые татарстанские пенсионеры имели право на возмещение расходов на зубо- и слухопротезирование. А малоимущим пенсионерам при наличии 20-25 лет стажа до 2012 года полагалась ежемесячная денежная выплата. Причём до 2007 года, если получатель ЕДВ умирал, то родным отдавали сумму за последний месяц.
Появились и иные меры соцподдержки пенсионеров, не имеющих льгот. Им всем предоставили ЕДВ на проезд в 200 руб., а одиноким и нуждающимся в уходе ещё и 50% субсидии ЖКУ. Однако с 2016 года размер выплаты на проезд привязали к доходам и начали последовательно снижать их размер – сначала на 35%, затем на 50%. А с 2018 года пенсионеры с доходами выше 20 тыс. руб. будут получать по 180 руб., а с доходами выше 25 тыс. руб. – по 90 рублей – это примерно пятая часть от цены льготного проездного.
Вот если бы пенсии в РТ росли такими же темпами! За 2016 год средний размер пенсии в РТ вырос примерно на 3%, а к 1 августа 2017 года этот показатель, по данным пресс-службы ПФР по РТ, достиг 12 486 руб., что примерно на 4% больше, чем было год назад. Выходит, 3-4% роста пенсий против 50% сокращения выплат.
Чернобыльцы
С момента принятия постановления №542 в нём был пункт о невозможности получать ЕДВ сразу по двум основаниям - как региональный и федеральный льготник. Однако с 2012 года в этом правиле сделали исключение для чернобыльцев и пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Ветераны труда
С 2006 года ЕДВ начали платить пенсионерам, имеющим госнаграды РТ, а также тем, кто вышел на пенсию на условиях пожизненного содержания за службу и при этом имеет госнаграды РТ. Эти льготники получили право на субсидирование абонплаты за телефон, радио и коллективную антенну, возмещение расходов на зубо- и слухопротезирование.
Однако с 2016 года принцип расчёта субсидии изменился, то есть льготникам перестали субсидировать сами телефонные разговоры. Это же нововведение коснулось и ветеранов труда. Помимо этого, их ЕДВ привязали к доходам. Если они получают более 20 тысяч, то выплата не положена. Но теперь ветераны труда могут по заявлению получить хотя бы выплату на проезд, как простые пенсионеры. Разумеется, тоже в зависимости от доходов.
Семьи с детьми
С 2005 года многодетным полагались льготы на лекарства (для малышей до 6 лет) и проезд для детей. В 2014 году в эту категорию добавили семьи с приёмными детьми. Однако одновременно ввели и ограничения. В расчёт для установления статуса многодетной семьи перестали брать совершеннолетних детей, а также ребят, находящихся на полном гособеспечении или переданных под опеку.
Дети-сироты
С 2011 года появились меры поддержки для детей-сирот. Теперь они, а также ребята, оставшиеся без попечения родителей, при выпуске из образовательного учреждения стали получать два единовременных пособия, одно из которых - на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования. Деньги на одежду, обувь и т.д. они раз в год получали и во время учёбы. Также в период обучения дети-сироты и оставшиеся без попечения имели ежегодные пособия на учебники и письменные принадлежности, ежемесячное пособие на питание и стипендии в повышенном размере.
Позже появилось уточнение, что на такие пособия имеют право и учащиеся старше 23 лет из указанных категорий, а также дети, чьи родители умерли, пока ребята учились. Но зато ежегодное пособие на одежду, обувь и другое, а также выплаты на питание перестали назначать ребятам, переданным под опеку или в приёмные семьи. Ведь в таком случае деньги за них получает опекун. С 2014 года пособия оставили только тем учащимся и студентам, кто получает образование за счёт бюджета РТ или муниципалитета.
Неполные семьи
Первые полгода действия постановления №542 ежемесячное пособие на ребёнка одиноким матерям платили в двойном размере, а на детей, чей родитель не платит алиментов, выделяли не одно, а 1,5 пособия, как и на сыновей и дочерей военнослужащих по призыву и курсантов.
К 2016 году ситуация изменилась и при расчёте доходов семьи начали учитывать алименты, даже если семья их не получает. «Условный» размер алиментов равен детскому прожиточному минимуму РТ. Ещё одно любопытное изменение в постановление внесли в 2014 году. Теперь пособие на ребёнка не выплачивают, если он «эмансипировался» раньше 18 лет. Интересно, а кто и как это определяет? Вот этого в постановлении нет, а значит, на местах могут трактовать закон по-своему.