Примерное время чтения: 10 минут
2185

Математик на миллион. Один из лучших учителей мира – о доверии и критике

Важно создать установку, что хорошо учиться – это круто.
Важно создать установку, что хорошо учиться – это круто. Из личного архива

Педагог из Казани Алмаз Хамидуллин стал финалистом международной премии Global Teacher Prize и претендует на главный приз – 1 млн. долларов. Среди 50 вышедших в финал педагогов из 121 страны мира он единственный россиянин.

Каков рецепт побед? Кем стали ученики учителя-чемпиона? Как помочь учиться неуспевающим? И, наконец, какое домашнее задание стоило бы дать системе образования России? Об этом – в «АиФ-Казань».

Олимпиадником быть модно

В конкурсе Global Teacher Prize, который называют Нобелевской премией для учителей, участвовало 8 тыс. человек из более чем сотни стран. В октябре из 50 финалистов отберут топ-10, а в ноябре определят победителя.

Россию в финале представляет молодой математик из Казани Алмаз Хамидуллин. Алмаз пять лет проработал учителем математики в лицее-интернате № 2 Московского района Казани. Сегодня 34-летний педагог – директор только что открывшегося казанского многопрофильного лицея № 11 «Унбер».

Хамидуллин о конкурсе узнал три года назад в интернете, когда кто-то из коллег сделал репост.

«Но заявку сразу не подавал, хотелось уверенности в своих силах. Никаких открытых уроков проводить не нужно было, – рассказывает он. – Требовалось представить достижения и свою методику преподавания. Я решил кейсы, записал видеоответы на вопросы комиссии. Но главную роль, думаю, сыграла моя работа по подготовке к олимпиадам по математике».

Только в прошлом учебном году ученики лицея-интерната выиграли около 50 олимпиад на республиканском уровне. Десять из них подготавливал Алмаз Хамидуллин.«Но и эти победы – коллегиальное достижение. Один учитель в поле не воин, – подчёркивает он. – Да и дети очень способные. Конкурс при поступлении в лицей достигает порой 11 человек на место».

К слову, двое учеников преподавателя поступили в университет Гонконга, другие учатся в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. 

Организаторы конкурса оценили и такую весомую победу учителя, как завоёванное им в 2017 г. звание «Учитель года» в Казани. В рамках этого конкурса он вошел в пятёрку лучших педагогов России.

 Что помогает детям побеждать в математических олимпиадах?

«На это работает вся система, – отвечает педагог. – На уроках происходит углублённое изучение предмета, после них проводятся игры, турниры, например, «Математические бои», куда приглашаются дети из других регионов. Два раза в месяц проводятся внутришкольные олимпиады. Летом мальчишки отправляются в лагеря на профильные смены. А для тех, кто уже нацелился на участие в олимпиадах, организуем дополнительные занятия. Таким образом, происходит полное погружение в предмет». 

Учитель Алмаз хамидуллин
Фото: Из личного архива/ Алмаз Хамидуллин довёл свой класс до конца школы.

По его мнению, важно, что у педагогов лицея получилось создать атмосферу, где хорошо учиться – это круто. Олимпиадники здесь – ролевая модель.

Из МГУ в нижнекамскую школу

Повезло детям, если их готовит к турнирам по школьным предметам тот, кто сам побеждал в этих соревнованиях. Алмаз Хамидуллин – из таких.

Интерес к королеве наук у него от мамы: она сама преподаёт математику в нижнекамской школе. В шестом классе мальчика впервые отправили на школьную олимпиаду. После этого он выиграл городскую и поехал уже на республиканскую, а затем участвовал в олимпиадах каждый год. Но «ботаном» не был – много занимался спортом, играл в футбол.

В 11 классе на республиканской олимпиаде Хамидуллин занял второе место. Это был счастливый билет в будущее: как призёр и серебряный медалист он поступил в Московский университет на факультет вычислительной математики и кибернетики. 

Открывались широкие перспективы, в том числе и в зарубежных компаниях, тем более что программисты востребованы. Но, закончив МГУ, Алмаз вернулся в родной Нижнекамск. Директор лицея № 24, где он учился, пригласил преподавать олимпиадную математику.

«Мне интересно было именно преподавать. Я и в МГУ закончил факультет педагогического образования, поступив туда на третьем курсе», – комментирует учитель.

Через шесть лет он уехал в Казань, готовить к математическим турнирам уже учеников лицея № 2 Московского района города. Стал классным руководителем 25 мальчишек. Многие ученики живут там всю учебную неделю и уезжают домой только на выходной.

«Как помочь им адаптироваться – такую проблему мне пришлось решать пять лет назад, когда мои ребята только поступили в лицей (дети учатся здесь с пятого класса), – вспоминает Алмаз Нуртдинович. – Мы максимально погружали в учебный процесс, чтобы было не до грусти. Действительно, учебная нагрузка такова, что нужно много работать. Но и учиться интересно. Плюс различные выезды на природу. Кроме того, много внимания уделяется футболу, а он отлично переключает, по себе знаю. Не раз слышал, что они не хотят ехать в выходной домой (улыбается). Так что, мне кажется, больше скучают родители».

В школе одни мальчики, как же лицеистам учиться общаться с девочками?

«Сейчас, когда у каждого телефон с соцсетями, это не проблема, – считает преподаватель. – Тем более что они постоянно пересекаются на сборах. И вообще, умные и спортивные мальчишки – нарасхват».

Чтобы увлечь ребёнка математикой, нужно вызвать любопытство, интерес к предмету, уверен Алмаз Хамидуллин. Часто это происходит благодаря увлечённому учителю, когда хочется быть похожим на него. А иногда увидел работу программиста – захотел стать им, тоже шаг к алгебре с геометрией. Порой подталкивает увиденный фильм-биография об учёном. Отличный ресурс – сайты популяризаторов математики, например, Николая Андреева с визуализациями математических сюжетов etudes.ru.

Как стимулировать учиться, если школьник уже неуспешен и потерял настрой к учёбе? Понуканиями многого не добьёшься, считает учитель. Да и занятия с репетитором – не панацея. Если он нацелен на натаскивание, даёт готовые алгоритмы, то интерес может не появиться. Ключ в том, чтобы вернуть это любопытство. А вот как вернуть – это отдельная творческая задача.

Относятся настороженно

Самый сложный вопрос, который преподавателю задавали дети на уроке, это «зачем мне математика?». 

«Трудность в том, что ответ для каждого человека свой, – отмечает Алмаз Нуртдинович. – Нужно понять, для чего она нужна именно этому ученику. А ведь есть дети, которые в самом деле считают, что и без алгебры с геометрией можно прожить, например, если они собираются стать врачами».

 У взрослых же часто встаёт вопрос, как оторвать школьника от гаджетов.

«Нам тоже приходится решать эту проблему, – говорит учитель. –  Во время уроков пользоваться телефоном без разрешения учителя не разрешаем. А вот в остальное время упор нужно делать не на запретах, а предлагать что-то увлекательное. К примеру, лицеисты на переменах играют в настольный теннис, шахматы – не оторвёшь».

А что стоило бы изменить в сфере образования?

«Считаю, что нужно избавить педагогов от ведения огромного объёма документации, ведь это не позволяет сосредоточиться на детях. Больше доверять учителю. Современные родители тоже много сомневаются, –делится наблюдениями Алмаз Хамидуллин. – Многие настраивают детей настороженно относиться к учителям, да и в целом им свойственен гиперконтроль – вплоть до выбора профессионального пути за ребёнка. Но и учителя должны вести себя так, чтобы им доверяли».

Хамидуллин подчёркивает ещё один момент. Сейчас на первое место ставится количество переданных и усвоенных знаний. То есть в школьной системе координат одна ось – оценки и баллы, и как сложно тем, кто не успевает! Даже взрослые тяжело воспринимают постоянную критику, школьник к этому тем более не готов. Нужно отмечать то, что у него получается – успехи в спорте, на сцене, ещё где-то. А чтобы было за что хвалить, чаще организовывать мероприятия, в которых ученик мог бы проявить себя. Нужно школу сделать местом, где ребёнку хорошо, где его любят и принимают.


РЕЦЕПТ

Как выйти в финалисты международного конкурса?

«Участвовать, – отвечает Алмаз Хамидуллин. – В Татарстане много классных, уже признанных учителей, и они могли бы выигрывать, если бы подавали заявки. Кстати, в Global Teacher Prize высоко оценивают неординарный подход, педагогические новинки или то, как специалист работает над какой-то социальной проблемой в своём городе, посёлке. Одна из участниц, к примеру, организовала очистку водоёмов в своём районе».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах