Десятки россиян внезапно заболели, отдыхая в пятизвёздочном отеле Египта AMC Royal. Многие из них всё ещё в госпитале, а первые выздоровевшие туристы уже собираются лететь домой. Что могло стать причиной ЧП, и как добиться компенсации за испорченный отдых, выяснили «АиФ-Казань».
«Скорая уже не справлялась»
Поездка, в которую жительница Казани Елена Сергеева отправилась вместе с сыном и матерью, не задалась с самого начала. Вылет из Казани бесконечно переносили. В итоге у семьи истекли сроки действия ПЦР-тестов, пришлось срочно делать эти тесты заново пред самым вылетом 28 октября.
«Прилетев наконец в Хургаду, мы были ошарашены тем, что там не носят ни масок, ни перчаток, – вспоминает Елена. – В аэропорту пришлось ждать два часа оформления. В итоге в отель мы приехали только ночью, хотя должны были быть там утром».
А в ночь на 30 октября с Еленой случилась настоящая беда. Начались рвота, диарея, поднялась температура, тело покрылось красными пятнами. Едва дотерпев до восьми утра, женщина пошла на ресепшн – активировать медицинскую страховку и вызвать скорую помощь.
Оказалось, она не первая. Из AMC Royal в госпиталь с раннего утра отвозят маленьких детей с температурой и рвотой. Вскоре за больными приехала машина скорой помощи, туда усадили девять человек с такими же жалобами, как у Елены. В госпитале Хургады. им поставили капельницы, стали делать какие-то уколы.
«В первые часы я была едва ли не единственной в госпитале из взрослых, – делится наблюдениями туристка. – А потом стали поступать люди разного возраста. У детей была очень высокая температура – 40, слабость, тошнота».
К вечеру в госпиталь доставили и шестилетнего сына Елены, а на следующий день - её маму. Больных из их отеля было столько, что скорая уже не справлялась – людей везли на такси. Елена насчитала в госпитале 40 человек из своего отеля. Как оказалось, для других пострадавших уже не было места, их отвозили в другой госпиталь.
Кто-то из взрослых остался в отеле и лечился сам привезёнными из дома лекарствами. Уже потом сотрудники аптеки отеля стали ходить по номерам и раздавать лекарства бесплатно.
«Все пережили отравление очень тяжело, – делится Елена. – Настолько, что я, если честно, боялась, что у некоторых мог быть летальный исход».
Вода из канализации?
Оставшийся в Казани муж Елены начал бить во все колокола. Обратился в СМИ, в Генконсульство России. По его словам, дипломаты очень быстро подключились к решению проблемы, благодаря СМИ история получила огласку. После этого в отель нагнали полицейских, на место ЧП прибыли мэр и прокурор Хургады.
Семья Елены провела в госпитале два дня. 31 октября их выписали – ещё с температурой. Рвота и диарея к этому времени прошли. Видимо, лекарства, что им давали в госпитале, помогли. При выписке документов никаких не предоставили. Сказали, что их надо запрашивать в страховой компании.
«Сидим на диете, сходили на экскурсию, чтобы отвлечься, – описывает послегоспитальный отдых Елена. – Всё ещё слабость. И настроение упало, конечно: пролетели мы, получается, с отдыхом…»
Никаких диагнозов пострадавшим пока не поставили, только взяли анализы. Люди могут только гадать, что стало причиной внезапной болезни.
Елена считает, что это была кишечная инфекция. Скорее всего, причиной стала вода, на которой готовили еду. Она предполагает, что в водопровод попала вода из канализации.
«Мебель убитая, сантехника треснувшая»
Почему же в пятизвёздочном отеле случилось массовое отравление? Как уберечься от подобных ЧП?
Елена и в Египет поехала не впервые. Знала, что в этой стране выбирать дешёвые отели нельзя. Выбирала однозначно пятёрку и «всё включено» – и не по самой низкой цене: тур на троих обошёлся в 130 тыс. рублей. Изучала и отзывы на туристических сайтах. На одном они были не очень, на другом – хорошие.
На ресепшн семья попросила дать им один из лучших номеров, за это они доплатили 10 долларов. «Но, оказавшись в номере, я поняла, что это катастрофа! – вспоминает Елена. – В номере не было ни воды, ни чая, ни кофе, ни одноразовых шампуней, гелей, мыла. Мебель убитая, расшатанная, полотенца всего два, хотя номер мы забронировали на трёх человек, сантехника вся старая, раковина треснутая. Я сразу же вызвала отельного гида, заявила, что нас это не устраивает. Я заплатила за пятизвёздочный отель не для того, чтобы жить в таком номере».
В ответ администрация пригласила главного уборщика, который почистил с пастой все полы в номере. Елене объяснили, что лучше этого номера в отеле только люкс, но, чтобы переселиться туда, надо доплатить.
Состояние номера показалось уже не таким страшным, когда женщина отправилась за водой к кулеру в коридоре. Аппарат, откуда берут питьевую воду, весь был в плесени и грязи! А в баре в заказанный Еленой коктейль стали выжимать лайм голыми руками. Она этот коктейль пить не смогла.
«Думаю, раз персонал отеля допустил всё это, значит, недостаточно контроля за качеством услуг со стороны местных органов, – комментирует глава Ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов. – На мой взгляд, Египет в этом плане – самая слабая страна по качеству сервиса из всех тех, что пользуются популярностью из-за возможности прямого вылета из России».
«Судиться – однозначно!»
После скандала отель закрыли, директора на три месяца отстранили от работы. Расследованием занимается Генеральная прокуратура Египта. Пока что шеф-повар, другие ответственные за качество еды и напитков в отеле свою вину в случившемся отрицают.
Уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (выполнение работ, либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) возбудили и в следственном управлении СКР по Татарстану.
Ведь известно, что среди пострадавших не только казанцы, но и несколько жителей Зеленодольска.
Пострадавшие, особенно матери, у которых заболели дети, настроены решительно. Если отель не предоставит им достойную компенсацию за нанесённый вред, готовы обращаться в суд. Свою помощь уже предложило Управление Роспотребнадзора по РТ. Санитарные врачи готовы разъяснить, как и куда обратиться с жалобами, с заявлениями, предоставить квалифицированную юридическую помощь.
«Судиться будем однозначно! – резюмирует Елена. – Будем писать коллективную досудебную претензию, выставлять требования к туропертору, который фактически бездействовал на протяжении тех двух суток, когда нам было плохо. Он стал предпринимать какие-то действия уже после того, как мы обратились в Генконсульство России на территории Хургады.
«Есть международная практика: пострадавшие подают в суд на отель, оказавший услуги ненадлежащего качества, – поясняет Рамиль Мифтахов. – Им придётся нанимать иностранного адвоката, который будет представлять в суде за рубежом их интересы».
КСТАТИ
Всё рейсы за рубеж на ноябрьские праздники из Казани загружены чуть ли не на 100%. В основном татарстанцы выбирают прямые рейсы в Турцию, Египет и ОАЭ.
По внутренним рейсам загрузка хуже, потому что многих остановили начавшие действовать ограничения, например, в Крыму.
Во многих зарубежных странах, таких, как Турция, Египет, к туристам жёстких требований не предъявляют. Если нет QR-кода, надо сделать ПЦР-тест и лететь отдыхать. Вернувшись домой, тоже надо сделать ПЦР-тест в течение трёх дней.
Туры на Новый год народ пока не торопится бронировать, так как пока непонятно, как дальше будет развиваться ситуация с COVID-19.
По данным турагентств РТ.