Отбирать бюджетные места у вузов, выпускники которых не работают по специальности, предложил вице-премьер России Дмитрий Чернышенко во время визита в Казань.
Все в цифру!
Зачем нужна революция в российском образовании и какую роль сыграет в ней Татарстан, стало известно в Иннополисе – на встрече вице-премьера РФ с ректорами всех вузов страны.
Более 500 человек, в том числе и в виртуальном формате, решали, как преодолеть дисбаланс между потребностями рынка и подготовкой выпускников вузов и ссузов. Необходимость перемен очевидна. Для прорыва в экономике стране нужны кадры с цифровыми компетенциями во всех сферах. Так, цифру предлагают внедрять в образовательные программы по строительству. Причём на всех уровнях – как в высшем образовании, так и для рабочих специальностей. К примеру, 3D-проектирование, при котором в будущем здании всё видно изнутри и легко составить смету, исключает ошибки, удешевляет строительство.
«Россия только на 66-м месте в мире по ВВП на душу населения, – отметил Дмитрий Чернышенко. – Мы хотим повысить эффективность экономики за счёт новых технологий, снижения издержек. Поэтому IT-навыки должны иметь все выпускники».
По словам Дмитрия Чернышенко, деньги на их подготовку есть. До 2024 г. по федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» выделят рекордную сумму – почти 60 млрд руб. Вот только как их правильно тратить?
В IT-сфере сегодня не хватает порядка 1 млн работников. При этом в вузах востребованы не все бюджетные места по IT-специальностям. Раз не все профессии нужны на рынке, Дмитрий Чернышенко предложил отбирать бюджетные места у вузов, чьи выпускники устроились не по специальности.
Чему и кто научит?
Чтобы полезных специалистов стало больше, в стране изменят стандарты образования – и не только в вузах. Дмитрий Чернышенко раскритиковал школьную программу по информатике. Считает, что этот курс можно вводить не с седьмого класса, а гораздо раньше, как это делают за рубежом. Предложил включить изучение кибербезопасности, основ разработки цифровых продуктов, более современные, чем Basic и Pascal, языки программирования.
Встаёт вопрос: где найти преподавателей, способных готовить востребованных выпускников?
«У вас должны быть преподаватели, которые могут не просто на равных общаться с бизнесом, а ещё и предложат бизнесу такое, чего у него нет, – обратился к ректорам вузов Дмитрий Чернышенко. – Наука должна опережать бизнес».
В правительстве РФ подсчитали, что к 2024 г. стране нужны 80 тыс. преподавателей вузов, которые будут обучать кадры для цифровой экономики. Готовить их будут на базе университета Иннополис. Только в этом году там сядут за парты 16 тыс. преподавателей высшего и среднего специального профобразования.
Плюс в стране стартует пилотный проект по кадровой диагностике преподавателей вузов. Первыми кадровую диагностику пройдут ректоры. Их ждут тесты на управленческие навыки, важные для всех руководителей: системность в мышлении, умение формировать команду.
По данным «АиФ - Казань», приглашения участвовать в тестах ректоры вузов РФ получат уже в марте.
Комментарий
Коммерческий директор одного из кадровых агентств Казани Марк Левин:
– Думаю, необходимо сократить число вузов – и коммерческих, и бюджетных, – а также гуманитарные факультеты в технических вузах. Ресурсы, которые освободятся, выплачивать молодым специалистам в качестве подъёмных. Так, когда я поехал работать по распределению после вуза, получил шесть окладов – это были очень хорошие деньги.
Сейчас не востребована масса выпускников, окончивших вузы. Если человек не начал работать со второго курса, он потом работу не найдёт. Всем нужны квалифицированные специалисты с опытом. Поэтому обучение с первого дня должно быть неразрывно связано с практикой, с текущей работой. Студенты должны работать, получать за это деньги и сами оплачивать своё обучение.
За учёбу в вузе, считаю, надо брать деньги. А бесплатное образование оставить только для отличников и для тех, кто учится, а не заказывает курсовые за деньги.
КСТАТИ
Для кооперации науки и бизнеса Дмитрий Чернышенко предложил создавать технопарки на базе вузов. В Казани на базе КФУ будет создан восьмой в стране карбоновый полигон. Эта территория с уникальной экосистемой, где будут разрабатывать технологии дистанционного и наземного контроля парниковых газов. Пилот уже действует в Чеченской Республике, Краснодарском крае, Калининградской, Новосибирской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской областях, а также на базе вузов.