Акция ОНФ «Оценим качество дорог!» стартовала 23 июля 2015 года от «нулевого километра» на Красной площади в Москве. Она проходит в несколько этапов. За полгода активисты проанализируют состояние 60 тыс. км дорожного полотна во всех регионах России.
В октябре инспекция проверит Приволжский и Центральный округа, в ноябре отправится в Южный и Северо-Кавказский округ. Завершится инспекция в декабре в Крвмском федеральном округе. 19 - 20 октября ОНФ проверил дороги в Татарстане. 21 октября дорожная инспекция проводит проверку в Ульяновске. Затем посетит Самару, Саранск, Пензу и Саратов.
Долгая дорога к ФАПу
19 октября микроавтобус, украшенный слоганом «Оценим качество дорог», побывал в Набережных Челнах, а вечером того же дня прибыл в Казань. Рейд по дорогам столицы республики, на который пригласили журналистов, начался 20 октября в 10 утра. Но активисты ОНФ рассказали, что успели заранее объехать около 30 адресов. На самом деле инспекция началась с 6 утра. Маршрут проверки всегда выстраивается хаотично. Инспекция проводится, исходя из потребностей обычного жителя.
Общественное движение «Убитые дороги» зародилось в 2008 году в Пскове. С тех пор проверки дорог в этом городе проводятся дважды в год, и это, считают активисты ОНФ, позволило заметно улучшить их качество.
«Стартовавший в этом году проект «Оценим качество дорог» направлен на то, чтобы оценить, как исполняется указ Президента РФ об удвоении к 2020 году объемов дорожного строительства и улучшении его качества», - объяснил руководитель Дорожной инспекции, член избирательного штаба ОНФ, лидер общественного движения «Убитые дороги», член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев.
По его словам, самый дорогой ремонт они зафиксировали на Дальнем Востоке в Петропавловске Камчатском – 4,5 тыс. руб. за 1 кв м. Тогда как в европейской части, если ремонт делается на местных материалах, стоимость 1 кв м начинается от 500 руб.
Методика оценки качества дорог, которую используют активисты, разработана совместно с экспертами-дорожниками. Она учитывает не только физическое состояние дорог на момент проверки, но и те усилия, которые местные власти предпринимают по установлению гарантийных сроков ремонта и привлечению подрядчиков к быстрому исправлению обнаруженных недостатков. Активисты облачаются в оранжевые костюмы дорожников с надписью «Дорожная инспекция ОНФ», надевают каски. Для проверок используются незамысловатые инструменты общественного контроля – рейка, рулетка и «ноу-хау» общества «Убитые дороги» - «колобашечка». Это кусок доски, выпиленный по предельно допустимым размерам ямы (60,15 на 5 см).
«Прежде всего, оцениваем дороги, сделанные недавно – три, четыре года назад, - объяснил Александр Васильев.
Причем качество дорог проверяют не только в городе, но и на региональных трассах. Так, путь из Челнов в Казань показался «фронтовикам» нелегким, потому что они решили ехать не по федеральной, а региональной трассе.
«Вчера мы столкнулись с проблемой, когда пытались проехать из Мамадыша в Тюлячинский район, - рассказал Александр Васильев. - Проложили на навигаторе маршрут, чтобы заехать в фельдшерско-акушерский пункт в деревне Абди. Но попали на грунтовую дорогу в очень плохом состоянии, на которой несколько раз застряли».
Приняли заведомо с нарушениями
Еще одной проблемой региональных дорог в Татарстане Александр Васильев назвал разметку. «Её много где не хватает, - сказал он. – Но практически во всех регионах, которые мы проезжаем, разметка на дорогах есть».
Окончательные выводы по состоянию дорог в республике активисты в первый день инспекции решили не делать. Тем не менее, заметили, что в Пскове , 71-м регионе России по размеру ВРП, состояние региональных дорог на порядок лучше, чем в республике, занимающей 7-е по размеру ВРП.
Составив отчет о состоянии дорог, инспекторы ОНФ сравнивают данные с нормативами, прописанными в ГОСТах, СНиПах. Потом предоставляют этот отчет в администрацию, чтобы видеть четкие сроки исполнения всех недостатков. Их исполнение контролируют активисты ОНФ, работающие в республике.
«Состояние дорог в Набережных Челнах ужасное, - поделился впечатлениями от автограда Александр Васильев. - Это и грязь, и отсутствие разметки, и заплатки, и ямы даже на второстепенных дорогах, которые идут с основными магистралями. Самое интересное, что мы запрашиваем у администрации гарантийные объекты, чтобы посмотреть, в каком состоянии дороги спустя годы, но в Набережных Челнах всего три улицы гарантийные. И даже на той, что была построена в 2015 году, открывалась с участием руководства республики, мы обнаружили дефекты. Это просадки люков, которые были приняты заведомо с нарушением.
«Видим яму – кладем «колобашку»
20 октября за полдня работы в Казани инспекторы ОНФ проехали по 30 адресам. Наиболее проблемные участки показали в ходе рейда журналистам.
На ул. Чернышевского главный технолог ОНФ Николай Мельков выявил сверхнормативную просадку канализационного люка. Замер он сделал с помощью дорожной рейки и объяснил, что эту проблему можно выявить с помощью любого ровного предмета длиной 3 м.
«Просадка люка здесь более 5 см., - объяснил Николай Мельков. - А по ГОСТу она может быть не более 2 см. Почему просел люк? Либо неправильно вырыт канализационный колодец, либо не должным образом выполнены работы».
Еще один дефект – сверхнормативную яму на ул. Короленко - активист ОНФ Дмитрий Цопов обнаружил с помощью нехитрого инструмента - «колобашки». Первыми ее взяли на вооружение псковские активисты. Если «колобашка», выпиленная по предельно допустимым размерам ямы, проваливается в яму, такая яма не является нормативной.
Перемерить все ямы
«Из трехметровой доски получается 5 таких «колобашек», - объяснил Дмитрий Цопов. - Любой житель, которому небезразлично состояние дорог в его городе, может сделать такой простой инструмент, перемерить все ямы и отправить обращение в ГИБДД. Срок рассмотрения заявки на устранение ямы через сайт ГИБДД – 30 дней. Затем в течение 10 дней яма должна быть заделана. Если этого не происходит, нужно писать обращение в прокуратуру. Образовавшуюся яму надо фотографировать с привязкой к месту - например, рядом с домом, и затем направлять запрос в ГИБДД».
«Если подъем - 165 см, значит, необходимая длина пандуса - 16, 5 м., объяснил Николай Мельков. - Но замеры показали, что восьми метров не хватает. Уклон почти в два раза превышен по сравнению с нормативами». Теперь «фронтовики» намерены выяснить позицию минздрава республики, почему на новом объекте были допущены нарушения, ведь норматив для пандусов работает с 80 годов.
Комментарий
Представитель ОНФ в РТ Алексей Дмитриев:
- Проверки дорог в Казани мы проводим постоянно. Дороги, срок гарантийных обязательств которых 3-5 лет, в целом в столице РТ в удовлетворительном состоянии. Безусловно, есть трещины, провалы, выбоины, но не массовые. Мы осмотрели порядка 15 гарантийных дорог во всех районах Казани. Все выявленные замечания направляются заказчикам и исполнителям работ, чтобы устранили дефекты. Если срок гарантии не прошел, ремонт выполняется за счет подрядчика, а не на бюджетные деньги.
Больше всего понравилась ул. Сибгата Хакима. Достаточно неплохо сделана ул. Декабристов. Из тех улиц, где есть дефекты, самое неприятное впечатление оставила ул. Октябрьская – там был провал - в прямом смысле слова - на пешеходном переходе. Следующую проверку мы планируем в ноябре.
Только за последнюю неделю мы получили 10 обращений по дорогам от казанцев. Все эти обращения рассматриваем в течение дня.
На заметку
Где принимают заявки на плохие дороги
Сайт Дорожной инспекции ОНФ: dorogi-onf.ru
Контакты ОНФ в Татарстане
420081, Республика Татарстан,
г. Казань,
ул. Патриса Лумумбы, д. 4
8 (843) 273-16-72
Электронная почта: 16region@onf.ru
Сайт: https://onf.ru/region/tatarstan_republic