По их мнению, ситуация в жилищно-коммунальном комплексе развивается по классическим законам экономики и решать проблему нужно, основываясь на этом знании. На основе математической модели они рассчитали, как повысить конкурентоспособность УК. Эта работа стала одной из 50 лучших инновационных идей РТ. О проблемах сферы ЖКХ и путях их решения рассказывает одна из идеологов работы, доцент кафедры «Экономики и управления в городском хозяйстве», доктор экономических наук Маргарита Миронова.
Маргарита Миронова |
- Маргарита Давыдовна, в чем суть вашей разработки?
- Основываясь на математических моделях, мы вывели модель конкурентоспособности, просчитанную нами на примере управляющих компаний городов РТ. Она показала, что когда УК растет как неестественная монополия, начинает страдать качество жилищно-коммунальных услуг. УК не могут сочетать массовые услуги с индивидуальным качеством, которое они обязаны донести до каждого потребителя. В итоге потребитель находится в противоречии с коммунальщиками и недоволен действиями властей, которые никак не противодействуют этому. Значит, рост монополий нужно ограничивать. По нашим подсчетам, УК не должна занимать более 22% от доли рынка. Для Казани в среднем это 15%, на 22% от доли рынка мы ставим границу. Если УК ее пересекают, лучше их либо вывести с рынка, либо раздробить на более мелкие и дать возможность прийти новым организациям, развить конкуренцию (см.схему). Те УК, к которым много претензий со стороны потребителей, тоже нужно выводить с рынка и делать такую ротацию как можно более интенсивной. УК как неестественная монополия ничего не производит, но при этом берет ряд обязательств по обслуживанию населения, которые она где-то уже не хочет исполнять, а где-то просто не может, потому что она слишком большая. В нашей модели рост УК ограничивается по 12 параметрам. Часть этих параметров объективна: состояние материально-технической базы, количество аварий на определенное количество кв.м, модернизация, в общем, все, что касается производственной базы. Вторая часть параметров отражает субъективную оценку потребителей – их удовлетворенность работой УК, своевременность проведенных работ, состояние жилищного фонда. На основе этих 12 индикаторов может быть сделана средневзвешенная оценка эффективности и качества работы той или иной УК.
- Те компании, которые работают сейчас на рынке Казани, могут перестроиться?
- Согласно теории конкуренции, перестроиться может любой, если есть желание работать на этом рынке. А если нет желания – от таких УК лучше освободиться. Суть вопроса очень проста.
- А есть кому работать в этой сфере?
- Конечно, есть. Сегодня в сферу ЖКХ не так просто устроиться на работу. Но если появится конкуренция, УК начнёт искать профессионалов или обучит тех, кто есть. Иначе она потерпит фиаско. На наш взгляд, вопрос о конкуренции должен быть решен отдельно, должна иметь место ротация хозяйствующих субъектов на рынке РФ, и далее конкуренция должна привести к улучшению ситуации. Не будет такого результата, который мы имеем сейчас в части бесконтрольного роста тарифов при том, что качество ЖКУ не улучшается. Нельзя в сфере ЖКХ отдать всё на откуп частным компаниям, основная сфера деятельности которых – извлечение прибыли. Они будут получать ее любой ценой. В регулирование этой сферы просто обязаны вмешаться государственные органы. Но для этого нужно внести изменения в законодательство, ведь УК сейчас работают в рамках закона. Но, например, принятие постановления №354, принуждающего жильцов оплачивать ОДН, вызвало резкий социальный отклик. Мы уже лет пять говорим о тенденции, которая ведет к социальному накалу. Ряд наших работ посвящен исследованию психологической готовности людей платить за ЖКУ. Классический подход говорит о том, что какой бы ни была цена на ЖКУ, спрос на них будет. Оказывается, не совсем так: с ростом стоимости ЖКУ люди начинают предъявлять иные требования к их качеству. Их не устраивает то, что они платят значительные средства за то же самое или даже хуже того, что имели.
Второе важное условие: мы хотим усилить общественную инициативу снизу. Необходимо наладить контакт между УК и потребителями с тем, чтобы УК на основе обратной связи регулировали свою деятельность. Это позволит им быть более открытыми, они будут вынуждены идти на диалог с теми, ради кого они работают. Это будет одним из важных показателей их деятельности. Т.е. речь идет об управляемой общественной инициативе. Мы, ученые, со своей стороны, готовы помочь. Например, на нашей кафедре есть идея организовать некоммерческое учреждение – «ЖКХ-информ», в рамках которого будем информировать обо всех нововведениях, новых законах, новых методах расчета, планируем создавать базу инноваций в сфере ЖКХ, не только основанных на достижениях отечественной науки, но и зарубежной. И, конечно же, можно будет заниматься обучением старших по дому, персонала, обслуживающих организаций, среднего управляющего звена. Будем учить построению бесконфликтных коммуникаций. Сфера ЖКХ - это прекрасный бизнес, но бизнес при надлежащем качестве производимой продукции.
- А на практике вашу модель будут применять?
- Её можно качественно усилить и расширить географию применения, ведь таких исследований в России практически нет. Мы предполагаем, что количество индикаторов вырастет, но суть не изменится. Будут определенные критерии, которые дадут возможность УК либо развиваться, либо уйти с рынка. Мы предлагаем созвать общественный совет, где будут ученые из разных регионов, где можно будет обсудить проблемы и прийти к некому решению. Мы верим, что результат будет.
Что предлагают казанские ученые?
1. Меры в отношении потребителей:
- переход на расчеты за коммуналку исключительно по показаниям приборов учета, а при невозможности - на основании адекватных расчетных методов;
- введение «стимулирующих» нормативов потребления коммунальных ресурсов для «неоприборенных» МКД и индивидуальных жилых помещений;
- применение социальной нормы потребления коммунальных услуг, обеспечивающей дифференциацию их стоимости в зависимости от объема потребления;
- усиление ответственности собственников помещений в МКД и потребителей, злостно не исполняющих обязанности по оплате расходов на содержание общего имущества, а также внесению платы за ЖКУ;
- разработка механизма, позволяющего использовать «скидки» при оказании ЖКУ, и внесение в законодательство изменений, направленных на упрощение процедуры получения субсидии по оплате ЖКУ для отдельных категорий граждан;
2. Меры в отношении исполнителей ЖКУ:
- переход на расчеты за коммунальные ресурсы исключительно по показаниям приборов учета и утверждение порядка их установки принудительно в случаях, предусмотренных законодательством;
- существенное повышение пени для всех участников рынка ЖКХ при нарушении сроков оплаты более чем на два месяца;
- установление фиксированного размера гражданской материальной ответственности (штрафа) в пользу потребителя за неправильное исчисление размера ЖКУ;
- автоматическое распространение решений по перерасчету стоимости ЖУ, принятых в отношении одного потребителя в МКД, на иных потребителей в данном доме;
- установление единых правил, стандартов и форматов деятельности организаций, осуществляющих расчетно-сервисное обслуживание и информирование граждан по вопросам ЖКХ и предоставляемым услугам;
- рассмотрение возможности законодательного ограничения строительства домов, не имеющих горизонтальной разводки системы отопления, обеспечивающей поквартирный учет тепловой энергии;
- законодательное регулирование роста УК ЖКХ.
А еще нужна альтернативная негосударственная система разрешения споров между потребителями и исполнителями в виде согласительных комиссий или третейских судов, которая существовала бы при муниципалитете.