Примерное время чтения: 4 минуты
94

Депутат Руслан Юсупов: общественный транспорт Казани скорее мёртв, чем жив

Несмотря на серьёзные вложения в общественный транспорт Казани, проблем с его доступностью остаётся ещё много, как и претензий к качеству работы. Жители столицы Татарстана каждый день сталкиваются с ожиданием автобуса по часу, урезанными маршрутами, «слепыми» зонами без транспорта, плата за пересадку «двойным рублём».

Как сделать поездки в автобусах комфортными, а тарифы сохранить на разумном уровне, рассказывает депутат Госсовета РТ от политической партии ЛДПР Руслан Юсупов.

– Руслан Рафаилевич, власти предпринимают шаги для решения проблем общественного транспорта. Как вы считаете, достаточно ли этих мер? 

– Конечно, нет. Это даже не полумеры. Город приобрёл в лизинг 170 автобусов, причём бюджет взял на себя 50% затрат. Однако даже в этом случае стоимость одного автобуса для перевозчика составляет 10 млн рублей. Кроме того, цены в отрасли выросли в два раза – это общая тенденция для всего рынка перевозок. Запчасти, масла, топливо, ремонт подвижного состава – всё это стало значительно дороже. Да, тарифы на проезд подняли на 3 рубля, но этого недостаточно. Удержание низких тарифов при отсутствии субсидий и полноценной компенсации за льготников только усугубит ситуацию. Проблемы будут накапливаться, как снежный ком. 

– Как эксперт, скажите, почему общественный транспорт Татарстана оказывается в таком незавидном положении? В чём причина? 

– То, что мы видим сегодня, – это результат глубокого системного кризиса. С рынка ушли крупные игроки, а оставшиеся муниципальные предприятия не справляются с нагрузкой. Чтобы отчитаться перед Минтрансом, они вынуждены идти на хитрости: дробят маршруты, сокращают остановки, уменьшают количество рейсов. В итоге люди вынуждены ездить с пересадками, платя за поездку дважды. 

В Казани появляются зоны транспортной дискриминации – это новые микрорайоны и посёлки, где общественный транспорт практически отсутствует. Люди вынуждены ходить пешком, даже там, где нет тротуаров, в дождь и снегопад. Особенно тяжело пожилым людям. 

Кроме того, после 20:00 общественный транспорт становится недоступным. Это приводит к другой проблеме – пробкам и нехватке парковок. Люди, лишённые доступа к транспорту, покупают личные автомобили. А те, кто не может себе этого позволить, остаются в проигрыше. 

– Какой выход из кризиса вы видите? 

– Необходимо перейти на так называемые брутто-контракты. Эта такая система работы, когда выручку будет собирать бюджет, а перевозчикам станут платить за пройденные километры. Это полностью решит проблему. Для Казани такой подход потребует дополнительных 2 млрд рублей ежегодно из республиканского бюджета.

Второй путь – стопроцентное субсидирование убытков от перевозки льготников. На это потребуется 1,2 млрд рублей. Других вариантов нет. Однако транспортникам говорят: «У Татарстана нет таких денег». 

При этом в прошлом году на строительство дорог было выделено 217 млрд рублей, а на развитие общественного транспорта – всего 1,2 млрд. Возникает вопрос: может, стоит пересмотреть бюджет, чтобы вывести Казань, пятый по численности населения город России, из транспортного коллапса? 

Бесспорно, вкладывать средства в дороги можно и нужно, но нельзя забывать и о людях, у которых нет личных машин и кто пользуется именно общественным транспортом. Сумма, которая потребуется для наведения порядка и «вытягивания» отрасли из кризиса, относительно общих затрат на инфраструктуру, не так уж и велика. И тянуть с решением нельзя: через пару лет, если ничего не предпринять, общественный транспорт в Казани деградирует окончательно.

Точка зрения

Илья Молотов, аналитик политической регионалистики, директор консалтингового агентства «Имидж GROUP», город Москва:

- Депутат Руслан Юсупов абсолютно прав. Города, в которых общественный транспорт работает чётко и без нареканий, давно перешли на брутто-контракты. По такой схеме работают в Перми, Белгороде, Москве, Твери. В этом случае доход перевозчика зависит не от того, как много людей поедут в автобусе, а от того, насколько четко соблюдается им расписание. Потому, пытаясь выжить, предприятиям не приходится «юлить». Как следствие, их число резко возрастает, конкуренция становится выше, а значит, растёт качество оказываемых услуг.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах