Нашествие фанатов ожидается в Казани 20 июня - в день встречи сборных Испании и Ирана. Большинство гостей - иранцы (по прогнозам, их будет до 5000). На игру они едут семьями, но ожиданий казанских отельеров не оправдывают - бронируют обычные номера. Сервис «халяль» – фишка, на которую сделали ставку многие казанские отели, мусульман из-за рубежа пока интересует мало.
Намазлык и стрелка в тумбочке
«Гости чемпионата мира-2018 в Казани не подавали заявок на размещение в отелях, сертифицированных по стандарту Halal Friendly(«Дружественный халяль»), - говорит президент Ассоциации отелей республики Гульнара Сафина. - И вообще, вала заявок на отели, сертифицированные по этому стандарту, в Казани нет».
Почему? Ведь в последние годы несколько отелей Казани прошли соответствующую сертификацию, то есть постарались создать максимум комфорта для туристов-мусульман. В некоторых гостиницах даже фитнес предлагают по канонам ислама – посещение фитнес-салонов делят на женские и мужские дни.
В отеле, где побывала перед ЧМ корреспондент «АиФ Казань», под халяльные номера отведён целый этаж. Интерьер, оборудование – всё по нормам шариата. В номере люкс, например, для каждого гостя приготовлен намазлык (молитвенный коврик).
На столе лежит экземпляр Корана, распечатано расписание молитв на июнь - оно обновляется каждый месяц. На стенах – одни пейзажи, ведь изображения людей и животных в исламе запрещены. Ещё один харам (запрет в исламе) – алкоголь, поэтому в мини-баре ни грамма спиртного, только прохладительные напитки и печенье.
Для санузла главное требование – биде. В отелях классом ниже его без проблем могут заменить гигиенический душ либо кувшинчик для омовения – кумган. Соблюдено и ещё одно требование к мусульманским гостиницам - плотные светонепроницаемые шторы на окнах, обеспечивающие изоляцию комнаты от посторонних глаз.
Если в отелях ОАЭ направление на Мекку обозначено на потолке, то, чтобы увидеть его в казанских гостиницах, придётся открыть… ящик тумбочки. Очень удобно: если гость не мусульманин, все атрибуты мусульманской веры можно легко убрать.
Кроме того, у мусульманина есть выбор: можно читать молитвы прямо в номере, а можно отправиться в специальную молельную комнату, расположенную на этом же этаже. По просьбе гостя это помещение открывают в любое время дня и ночи. Как говорит управляющий отелем, соблюдение норм шариата в интерьере номеров, создание молельной комнаты – затраты небольшие. Поэтому по цене халяльные номера не отличаются от обычных. Приобрести в магазинах при мечетях Коран на татарском, русском, арабском и английском языках, чётки, даже часы с мусульманской символикой не составило труда. Единственной проблемой стал ковролин ярко-зелёного цвета – его пришлось специально заказывать (зелёный - цвет ислама - ред.).
Паранджа не нужна
«Однажды с просьбой совершить намаз в молельной комнате обратились даже не постояльцы, а обедавшие в ресторане отеля мусульмане из Москвы, - вспоминает Гульнара Сафина. - Мы всегда идём навстречу, посетить нашу молельную комнату можно без проблем. Специальных запросов делать не надо».
Персонал, обслуживающий халяльных туристов, в идеале должен быть в хиджабах и в одежде, полностью закрывающей ноги и руки.
«Мы, к сожалению, этих требований выполнить не можем, потому что для сотрудников отеля разработана традиционная европейская униформа - классические строгие деловые костюмы, – говорит представитель одного из казанских отелей, сертифицированного по Halal Friendly, Ксения Лазарева. - Мы не можем в парандже ходить, это неправильно будут воспринимать другие гости. Наши сотрудники не должны быть все поголовно мусульманами. Важно знать и соблюдать ценности гостей-мусульман. Поэтому при сертификации персонал прошёл специальный тренинг. Ничего принципиально нового для нас нет: как и для других гостей, необходимо доброжелательное отношение, соблюдение норм этикета».
Отельеры поначалу переживали из-за того, что невозможно выполнить абсолютно все требования, предусмотренные для халяльных гостиниц. Но, как рассказали представители Halal Friendly, эти требования на 100% не соблюдают даже в мусульманских странах. Так, в одном халяльном отеле в ОАЭ мини-бар в номере был полон алкоголя. Хотя в зале со шведским столом был отдельный островок для мусульман, в этом же зале находился и алкоголь, и блюда из свинины.
«Как такое возможно?! Ведь я вас выбрал только потому, что вы халяльный отель!» - возмущался на ресепшн мусульманин из России. «Мы толерантные», - ответили ему и объяснили, что ориентируются на вкусы туристов. Вот и в Казани туристы, полностью следующие принципам халяль, - пока редкость. По словам Гульнары Сафиной, в основном это не иностранцы, а семьи из других регионов России. То есть халяльные отели пользуются спросом в основном у российских мусульман.
Где Роспотребнадзор «ночует»
«Многие коллеги говорят, что продлевать сертификаты Halal Friendly не будут, - говорит президент Ассоциации отелей Татарстана. - Пока не видят в этом смысла. Сертификат имеет ограниченный срок действия – года или два года, он стоит денег, а вала заявок на халяль пока нет. Сегодня одно из самых востребованных направлений в Казани – бизнес-туризм, для соответствия требованиям которого отели проходят аттестацию».
И всё же о том, что прошли сертификацию, получили такой опыт, отельеры не жалеют. Ведь при необходимости создать комфортные условия для халяльных туристов можно, и не имея сертификата. Если приезжают туристы из мусульманских стран, об этом в отеле известно заранее. В номера кладут намазлык, Кораны, убирают из мини-баров алкоголь. Биде, кумганы закуплены заранее. Вот и подготовлен номер по стандарту «халяль».
Самый сложный пункт - ресторан. Во-первых, еда должна быть приготовлена из халяльных продуктов, во-вторых, для приготовления необходима отдельная посуда, приборы и отдельный холодильник. Поэтому некоторые отели решили, что проще и удобнее перевести на халяль приготовление всей пищи в отеле.
Кроме того, перед чемпионатом мира в гостиницах просто «ночует» Роспотребнадзор, говорят отельеры. Санитарные врачи чуть ли не ежедневно берут пробы воды и в номерном фонде, и в ресторане. Рестораны они держат на особом контроле. Перед мундиалем в Казани прошли учения для всех отельеров по легенде «отравление болельщиков в ресторане острой кишечной инфекцией». В них участвовали и Роспотребнадзор, и скорая помощь.
Комментарий
Председатель Комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Татарстана Марат Низамов:
«Это парадокс, что приезжающие из-за рубежа мусульмане не интересуются халяльными отелями. Он требует отдельного изучения. Возможно, гости решили сэкономить – например, привезли халяльную пищу с собой. А может быть, причина в том, что внешние атрибуты для верующего не важны. Считается, что для мусульманина камень в пустыне – уже намазлык. Если верующие не соблюдают абсолютно все правила, на мой взгляд, ничего страшного в этом нет.
Бывая в мусульманских странах, я сталкиваюсь с тем, что там в номерах отелей нет тех услуг, которые хотелось бы получить в связи с требованиями халяль. Сейчас именно российские мусульмане больше придерживаются этих норм, стараются им полностью следовать, в том числе и в отелях. Думаю, люди настроены так потому, что у нас только начинают возрождаться традиции халяль. А в странах исламского мира они уже давно сложились, стали образом жизни».