Очередная молодежная субкультура оказалась в центре политических дебатов. На этот раз под прицел попали фембои — молодые люди, предпочитающие женственный стиль в одежде и поведении. Уполномоченный по правам ребенка Татарстана Ирина Волынец обратилась в Госдуму с требованием признать это движение деструктивным, но получила весьма прохладный ответ от парламентариев.
Подробности — в материале «АиФ-Казань».
Что не устроило омбудсмена

Волынец не скрывает своего беспокойства относительно растущей популярности фембоев среди подростков. По ее словам, эта субкультура «ломает традиционные мужские роли» и может исказить представление молодежи о гендерных ролях в обществе. Особенно тревожит омбудсмена связь движения с японской культурой аниме и манга.
«Мальчик, который играет в хоккей или футбол, вряд ли после тренировки наденет розовую толстовку с сердечками», — привела она яркий пример в разговоре с «АиФ-Казань», объясняя свою позицию.
Волынец видит в фембоях угрозу традиционным семейным ценностям и даже связывает субкультуру с запрещенным в России ЛГБТ-движением*. По ее мнению, размывание гендерных границ может привести к снижению рождаемости и разрушению института семьи.
Неожиданная реакция Госдумы

Однако в Госдуме инициативу восприняли сдержанно. Председатель комитета по защите семьи Нина Останина заявила, что не видит необходимости в дополнительных запретах.
«Если эта культура идентична движению ЛГБТ*, то у нас есть закон о запрете пропаганды ЛГБТ*», — резонно заметила депутат.
Более того, Останина призвала «перестать кошмарить молодежь» и не принимать «закон по каждому чиху». Такая реакция парламентария выглядит довольно неожиданно на фоне общего тренда на ужесточение контроля над молодежными увлечениями.
Уроки истории

Известный казанский психолог-психотерапевт Рамиль Гарифуллин предлагает более взвешенный подход к проблеме. По его мнению, если увлечение подростка не угрожает его жизни и не создает конфликтов в обществе, родителям стоит проявить понимание и поддержку, а не критику.
Интересно, что сами фембои не позиционируют себя как часть ЛГБТ-сообщества*. Это скорее эстетическое движение, вдохновленное японской поп-культурой, где женственные мужские персонажи давно стали нормой.
История борьбы с молодежными субкультурами в СССР наглядно демонстрирует неэффективность запретительных мер. Хиппи, панки, металлисты — все они подвергались гонениям, но в итоге успешно интегрировались в общество. Более того, многие из бывших представителей «неформальных» движений внесли значительный вклад в культуру и искусство страны.
Вопрос альтернатив

Критики инициативы Волынец справедливо отмечают: если что-то запрещать, нужно предложить альтернативу. Простое подавление молодежных увлечений без создания привлекательных замен лишь усиливает межпоколенческое непонимание.
Не все подростки мечтают стать «брутальными воинами» — кому-то ближе искусство, музыка, литература. И возможно, именно из числа нестандартно мыслящих молодых людей выйдут будущие деятели культуры, которыми будет гордиться страна.
Пока дебаты вокруг фембоев остаются на уровне дискуссий. Госдума не спешит поддерживать инициативу татарстанского омбудсмена, а эксперты призывают к более глубокому изучению вопроса.
Возможно, вместо борьбы с очередной субкультурой стоит сосредоточиться на создании условий для гармоничного развития всех детей — независимо от их увлечений и предпочтений в самовыражении. Ведь разнообразие — это богатство, а не угроза.
* «Международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистским и террористическим, запрещено на территории РФ