В век стремительных перемен и информационной перегрузки, вопрос о воспитании детей стоит особенно остро. Как помочь ребёнку найти своё место в этом сложном мире, как выстроить доверительные отношения и сформировать у него необходимые для жизни навыки? Ответы на эти вопросы ищет каждый родитель, а помочь разобраться в тонкостях современного воспитания поможет блогер, педагог-психолог, эксперт проекта психологической помощи родителям Министерства Просвещения России Екатерина Федотова.
С изданием «АиФ — Казань» Екатерина поделится своим опытом и рассказала о самых актуальных проблемах, которые помогут каждому родителю стать настоящим другом и наставником для своего ребенка.
«Дети учат нас»
— Что вас больше всего привлекает в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизни ситуации?
— Я мама, и любовь к детям — это то, что мной движет. Для меня все дети — свои, а работа — это возможность сделать мир чуточку лучше. Я говорю не только о глобальных изменениях, но и о маленьких, личных мирах каждого из нас. У каждого человека своя уникальная история. И у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тоже есть свой мир, своя история, боль, свои мечты и надежды. И хотелось бы сделать их мир хоть чуточку лучше.
— Какие случаи были самыми сложными в вашей работе?
— Каждая история, с которой я сталкиваюсь в своей работе, по-своему сложна, особенно с моральной точки зрения. Но, пожалуй, самым сложным для меня был период, когда я только начала работать с подростками, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Эти дети, стоящие на учетах в ПДН, — все разные, со своими печальными историями. В тот момент я испытывала сильную тревогу: смогу ли стать тем взрослым, которому они смогут доверять? Ведь многие из них уже испытали предательство со стороны взрослых.
Найти общий язык с подростками непросто. Иногда кажется, что современная молодёжь не такая, как раньше, что она плохая. Но это не так. Конечно, они другие, но их поведение часто продиктовано поведением взрослых. Когда вижу, как взрослые ведут себя в общественном транспорте, в очередях, я иногда ужасаюсь. Вот такой пример мы показываем молодежи. А она, в свою очередь, помудрее нас будет: и место уступят, и коляску по лестнице помогут поднять. Или ребенок совершает ошибку, его винят в этом. А ведь большая часть ответственности лежит на нас, взрослых. Дети учатся у нас. Сложно не в конкретных случаях, а в понимании ответственности и умении найти контакт с ребенком, с подростком, который уже озлобился на этот мир и перестал верить людям.
— Какие методы работы с трудными подростками вы считаете наиболее эффективными?
— Существуют два основных подхода к работе с трудными подростками: коллективный и индивидуальный. Коллективные формы работы — это беседы, игры, прогулки, мероприятия, где дети взаимодействуют друг с другом. Индивидуальный подход подразумевает работу один на один, где важна беседа, выстраивание доверия и взаимопонимания.
Я предпочитаю индивидуальный подход, хотя важно использовать и коллективные методы. В индивидуальной работе важно найти общий язык с каждым ребенком, понять его интересы и найти ключик к его душе. Это может быть спорт, животные, творчество или что-то другое. Главное — найти то, что действительно интересно ребёнку, и использовать это как точку опоры для взаимодействия. Также со временем мы вводим в наши занятия свои традиции и правила. К примеру, аплодировать после занятия, обняться (по желанию) или пожать друг другу руку.
Три фактора неправильного поведения
— Как вы считаете, какие факторы чаще всего ведут к девиантному поведению подростков?
— Ключевые факторы, влияющие на девиантное поведение подростков, можно разделить на три категории: личные, семейные и социальные.
Личностные факторы связаны с периодом пубертата. Гормональные изменения, эмоциональная неустойчивость, пониженная самооценка — всё это делает подростков особенно уязвимыми. Часто девиантное поведение — это попытка самоутвердиться, противостоять давлению взрослых. Особую опасность представляет собой семейная среда, где ребёнок подвергался чрезмерному контролю, запретам, физическому или моральному насилию. В таких случаях подростковый период может стать очень трудным, но у родителей есть возможность перестроить отношения с ребёнком и помочь ему пройти через эти сложности.
Семейные факторы также играют важную роль. Недостаточное воспитание, отрицательный пример родителей, частые ссоры — всё это создает нездоровую атмосферу в семье и может привести к девиантному поведению у подростка. Даже в благополучных семьях, где родители заботятся о ребёнке материально, могут возникать проблемы, если отсутствует эмоциональная связь, понимание, безусловная любовь и принятие. Девиантное поведение в таких случаях — это крик о помощи, попытка обратить на себя хоть какое-то внимание.
Социальный фактор заключается в том, что окружение имеет сильное влияние на формирование личности. Как говорится, «с кем поведешься, от того и наберешься». То есть, окружение может как способствовать, так и препятствовать формированию здоровых ценностей и поведения у подростка.
Важно понимать, что подростковый период — это сложный и важный этап в жизни, это период сепарации от родителей и нужно помогать ребятам пройти через него. Особое внимание следует обращать на семейные отношения и окружение, в котором находится подросток.
— Как вы сами справляетесь с вызовами современного мира в воспитании сына-спортсмена?
— Как мама, я стараюсь воспитывать своего ребенка, учитывая вызовы современного мира. Мой главный принцип — воспитывать себя. Ведь дети — это наше отражение. С самого рождения сына, старалась создать для него условия для развития, как физического, так и духовного. Я всегда видела в нём личность, давала право выбора, не запрещала, а объясняла. Считаю, что отношения родителей и детей должны быть равными, основанными на диалоге и взаимоуважении.
Одна из главных проблем родителей — это гаджеты. У нас такой проблемы нет, потому что с самого детства я старалась сделать так, чтобы Матвею было интересно проводить время без телефона. Мы путешествовали, придумывали игры, а телефон никогда не был заменой для живого общения. Я не считаю телефон злом. Важно уметь пользоваться им грамотно, как и интернетом. Гаджеты — просто часть нашей жизни. Матвей играет в игры в телефоне, ведет социальные сети, но у него есть полноценное детство в реальности, наполненное спортом, школой, прогулками с друзьями. Важную роль, разумеется, играет личный пример родителей. Я учусь, развиваюсь, у меня активная, интересная жизнь. Сын видит, что его мама не просто сидит дома, а реализует себя. Папа тоже пример для него: он много путешествует, у него интересная профессия. Мы в разводе, и все же, смогли выстроить нормальные взаимоотношения друг с другом в интересах сына. Дети ни в чем не виноваты.
Конечно, у нас бывают сложности, как у всех. И я верю, что взрослые способны исправлять свои ошибки, признавать их, строить гармоничные отношения с детьми. Важнейший момент — проводить время вместе. Мы с сыном играем, общаемся, путешествуем вместе и это помогает нам быть ближе друг другу. Современный мир меняется стремительно, и те методы воспитания, которые нам передали родители, уже не всегда работают. Дети сейчас другие, и для меня важно в первую очередь воспитывать себя, ведь дети — это наше отражение.
Для меня сын — не моя собственность. Даю ему свободу выбора, постепенно расширяя зону ответственности в соответствии с его возрастом. Важным принципом для меня является безусловная любовь. Я люблю Матвея не за оценки, голы или хорошее поведение, а просто за то, что он есть. Специалисты выделяют четыре компетенции, которые будут особенно важны нашим детям: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Я стараюсь развивать эти качества в Матвее.
Современные дети уже не так ценят образование, потому что понимают, что есть другие пути в жизни. Но это не значит, что учиться не нужно. Важно, чтобы дети сами могли выбирать, что им интересно, а не только делать все на отлично, как того хотят взрослые — наличие красного диплома не гарантия счастливого и успешного будущего. Отдать ответственность детям за их учебу — ведь это их задача учиться, мы можем только быть рядом и помочь, если нас попросят. На практике же, родители чуть ли не до конца школы делают уроки вместе. Это не правильно. Тотальный контроль со стороны родителей может привести к тому, что ребенок перестанет принимать решения самостоятельно и начнет протестовать либо станет безынициативным. Важно психологическое, ментальное здоровье ребенка, умение выстраивать отношения, общаться, быть креативным и критично мыслить. Все эти навыки формируются в семье и помогают ребенку справиться с вызовами современного мира.
Главные ценности — доверие и любовь
— Что вы считаете самым ценным в детско-родительских отношениях?
— Самое ценное в детско-родительских отношениях — это безусловная любовь, уважение, доверие и интересное времяпрепровождение. Создавайте свои традиции, устраивайте маленькие праздники, которые будут особенными именно для вашей семьи. Дети очень мудры и любят нас, даже если мы не всегда показываем им это так, как им хотелось бы. Родители хотят лучшего для своих детей, но иногда неправильные методы воспитания могут привести к негативным последствиям. Важно помнить, что «трудные» подростки — это просто дети, которые не получили достаточно любви, внимания и заботы. Все дети нуждаются в понимании и вере в том, что с ними всё в порядке, что ошибаться — это нормально. Мы все хорошие, поступки только бывают разные. Важно обращать внимание на всех детей. Чужих детей не бывает. От нас, взрослых, зависит будущее каждого ребенка. Если вы видите, что у вашего ребенка есть проблемы в поведении, к примеру, в первую очередь обратите внимание на себя и подумайте, что вы можете сделать, чтобы это исправить, что вам показывает ребенок, что он хочет своим поведением вам сказать?
— Что вас мотивирует продолжать работать с молодежью и детьми?
— Во-первых, сами дети, сами подростки, они очень интересные. Они многому могут научить. И в некоторых вещах, действительно, они даже разбираются больше и лучше, чем мы взрослые. Также, опять-таки, повторюсь, мы вернемся сейчас к первому вопросу. Это возможность изменить мир к лучшему.
Это возможность быть для ребёнка, для подростка, для молодых людей маяком, к которому бы они стремились и этот маяк — доброта, любовь, уважение. Я дарю это детям, люблю их, и если пусть из десяти, хоть один изменит свой путь и поймёт, что хочет попробовать по-другому, буду считать, что прожила эту жизнь не просто так. И я уже так могу сказать, что проживаю эту жизнь не зря, потому что такие истории в моей практике уже есть, и это очень радует. Также я общаюсь с друзьями моего сына, они прекрасные ребята. Я не выбираю друзей сыну, были разные мальчишки, и все же я принимала всех. Со временем с некоторыми он сам перестал дружить, на то были его личные причины и его решение я одобряю.
Матвей занимается спортом, он футболист. Сейчас он пришел в новый клуб «Мотор», но там тоже есть дети, которых я знаю, и сейчас узнаю новых ребят. И это интересно! До этого он четыре года играл в «Stars football», как приду на игру, ребята всегда говорят: «О, Матвей, твоя мама пришла!». Они знают, что люблю их команду и всегда за них громко болею. Может быть, это дар свыше через себя, свою энергетику дарить детям эту теплоту и любовь. Я принимаю их такими, какие они есть и это взаимно. Каждый человек на этой планете ценен. Важно уважать честь и достоинство друг друга и протягивать руку помощи и поддержки. Только мы, взрослые, так скажем на правах старших, можем показать пример детям, своим детям. «Свои» имею в виду в широком понимании этого слова.
Автор: Юсуф Фаткылов