Денис Мушаков, опытный специалист и руководитель в сфере бизнес развития ИТ-компаний, рассматривает ключевые этапы, используемые предприятиями для продвижения корпоративных информационных систем (КИС) на новые рынки, с отражением особенностей на каждом из этапов. Особое внимание уделяется первому этапу - определению цели выхода на новый рынок и выбору региона, а также развитию одного из ключевых каналов продвижения КИС - партнёрской сети.
Введение
Корпоративная информационная система (КИС) — это любая информационная система, которая улучшает функции бизнес-процессов предприятия путем интеграции. Это означает, что, как правило, такие системы предлагают высокое качество обслуживания, работают с большими объемами данных и способны поддерживать какую-либо крупную и, возможно, сложную организацию или предприятие. КИС должна быть доступна для использования всеми подразделениями и всеми уровнями предприятия.
В отличие от тиражных программ или иных классов информационных систем, КИС создаются с глубоким погружением в особенности работы целевой аудитории (действующие бизнес-процессы, существующий ИТ-ландшафт, операционные цели, требования безопасности и другие) и, как правило, с учетом специфики конкретных географических регионов (правила ведения бухгалтерской отчётности, подписания документов электронной подписью, сдачи документов в контролирующие органы и другие). КИС, обычно, имеют гибкую архитектуру, позволяющую интегрироваться с другими системами и масштабироваться по мере необходимости.
Ключевая особенность КИС заключается в том, что они способны автоматизировать, упростить сложные бизнес-процессы и улучшить эффективность работы сотрудников. Они могут включать такие модули, как отчетность, управление ресурсами предприятия, управление отношениями с клиентами, управление бизнес-процессами, контентом и другие.
Вывод ИТ-продукта на новый рынок является не самой простой задачей: данный процесс, как правило, это запуск бизнеса «с нуля». Существует несколько основных подходов для успешного вывода ИТ-продуктов на новые рынки, каждый из которых имеет свои особенности:
-
Продвижение продукта на новый рынок вендором напрямую. Как правило, этот метод используется компаниями, которым не нужна глубокая рыночная локализация, достаточно лишь локализовать интерфейс, и, как правило, это SaaS-решения: Notion, Miro, ClickUp;
-
Выход на новый рынок через дистрибьютора. Зачастую этот метод используется вендорами, решения которых попадают под категорию «box moving»: офисные пакеты, антивирусы и др.;
-
Покупка местной компании-разработчика или ИТ-интегратора. Этот метод используется в случаях, когда в регионе есть компания-конкурент с аналогичными компетенциями, целевой клиентской базой и, конечно же, возможностями самого вендора, который рассматривает такую покупку;
-
Продвижение продукта в новый регион «как есть» (as is) с прикладной разработкой на каждом отдельном проекте. Как правило, это продукты с уникальным торговым предложением для определенных целевых сегментов и практически не имеющие аналогов, например, SAP, Oracle;
-
Разработка новых локальных продуктов. Этот метод используется в случаях, когда продукт вендора не подходит под новый регион по причинам отличающихся нормативно-правовых актов, бизнес-потребностей заказчиков, уровня информационной и технологической конъюнктуры региона, в целом уровня зрелости бизнес-заказчиков и других факторов.
Каждый из этих подходов требует тщательного анализа и планирования, чтобы обеспечить успешный вывод продукта на новый рынок и удовлетворить потребности целевой аудитории. Далее в статье рассматриваются ключевые этапы выхода на рынок, которые могут найти отражение в каждом из перечисленных выше подходов.
Ключевые этапы выхода на новые рынки
Определить цели и выбрать рынок
Первый шаг в рамках текущего этапа – определить стадию жизненного цикла рынка:
Молодой рынок
Компаний-гигантов еще нет, начинающих игроков довольно много. На эти рынки начинают “стекаться” первые pre-seed и seed-инвестиции. Количество потребителей пока невелико, но постоянно стремительно растет (пример: генеративный AI).
Зрелый рынок
Много маленьких компаний, инвестиции «льются рекой», клиентов уже много, продукты понятны (пример: EdTech, FoodTech).
Стареющий рынок
Есть крупные лидеры. Скорее всего, будет очень сложно зайти на этот рынок в данный момент времени и в данной конфигурации (пример: ERP в Европе).
После этого шага можно приступить к определению цели в разрезе жизненного цикла рынка:
Зрелый/стареющий рынок
-
Особенности рынка: на рынке есть устойчивый спрос и конкуренты. Этот рынок про зарабатывание денег “здесь и сейчас”.
-
Цель выхода на такой рынок – получить быстрые деньги (зачастую, придется демпинговать).
-
Задачи бизнеса на этом рынке: свести юнит-экономику; сформулировать уникальное торговое предложение в 3-5 раз лучше, чем у конкурентов (как правило, это цена).
Молодой/зрелый рынок
-
Спрос низкий и начинает расти. Этот рынок про зарабатывание денег через 3-6 лет с прицелом «откусить львиную долю» рынка. На рынке есть венчурные деньги и дешёвые кредиты.
-
Цели выхода на такой рынок:
• Заработать много денег (придется инвестировать на длительном горизонте);
• Продать компанию.
-
Задачи бизнеса на этом рынке: быстро перебирать гипотезы, создать спрос и пройти этапы customer discovery, которые будут отражены ниже.).
Также, при выборе рынка, необходимо учитывать ряд факторов, например:
-
Наличие текущих клиентов на рынке;
-
Существование успешно развивающихся локальных конкурентов;
-
Доступность ресурсов как в части экспертизы, так и в части стоимости;
-
Наличие партнёрских отношений и других полезных контактов;
-
Отсутствие необходимости локализации продукта (либо минимальной) под рынок;
-
Доступность удобной логистики;
-
Отсутствие барьеров и проблем (либо минимальное наличие);
-
Наличие существенных изменений (новый закон, новые требования регулятора, новый тренд государства, выделение грантов (например, в РФ за приобретение продукта с ИИ сокращается налог, в Казахстане субсидируется НИОКР для недропользователей) и др.).
Ключевые рекомендации по завершению 1-го этапа:
-
Каждый регион – уникальный. Не получится применить локальную стратегию даже на соседний регион. Поэтому для начала нужно понять стадию жизненного цикла рынка продукта, и, соответствует ли она целям;
-
В обязательном порядке приоритезировать рынки в разрезе факторов;
-
Не “распыляться”. Сфокусироваться на двух, максимум трёх рынках;
-
Выделить команду под зарубежный проект. Не стоит смешивать функционал локальной команды и международных команд (даже один человек – уже хорошо);
-
Если продукт ещё не готов, нужно сразу «пилить» его под глобальные рынки;
-
Перенастроить mindset на работу в глобальной среде;
-
Помнить о культурных различиях. Мы все разные, и это особенно важно учитывать при работе на глобальных рынках (даже соседних).
Выполнить анализ рынка
Существуют различные направления анализа рынка, например:
-
Законодательство: регулируемость рынка, соответствие продукта нормативно-правовым актам;
-
Схемы налогообложения, процедуры и инструменты по выводу денег из региона;
-
Структура экономики региона (ВВП в разрезе отраслей экономики, уровень заработных плат, стратегические партнёрства государства, тренды, вектор развития региона);
-
Стратегические инициативы по развитию региона (AI, ESG, безотходное производство и др.);
-
Инвестиции, гранты, субсидирование;
-
Органы государственной власти и госкорпорации: виды тендеров и их правила, требования к поставщику/продукту (информационная безопасность, сертификаты соответствия, присутствие в реестрах и др.);
-
Анализ ИТ-интеграторов, дистрибьюторов и их партнёров (портфель продуктов, профиль клиентов, обороты, динамика роста, вектор развития, география покрытия, бизнес-модель: агент/интегратор);
-
Оценка ёмкости рынка:
-
TAM - общий объем рынка или количество денег, которые могут потратить компании, подходящие под портрет целевой аудитории;
-
SAM - доступный рынок, количество денег, которые уже тратят компании на конкурентные решения;
-
SOM - доля рынка, которую может занять компания, потенциальное количество денег от клиентов.
-
Конкурентная разведка.
Из перечисленных направлений анализа рынка рассмотрим, что такое «конкурентная разведка», какие этапы она включает и что представляет первый этап - анализ рынка.
Конкурентная разведка - это процесс сбора, анализа, дистрибуции и мониторинга информации о том, в какой бизнес-среде существует ваша компания. Разведка дает дополнительную информацию людям, принимающим решения, для минимизации рисков от последствий этих самых решений.
Когда необходимо: запуск нового продукта, экспансия в новые страны, оценить своё положение, увидеть угрозы, подсмотреть успешные практики.
Этапы:
• Анализ рынка;
• Анализ конкурентов;
• Анализ потенциальных возможностей (GAP-анализ);
• Сравнение метрик.
Выделяется два ключевых метода анализа рынка:
-
Анализ рынка от индустрии:
-
Текущее положение своего продукта среди конкурентных;
-
Взгляд покупателей на подобные сервисы/услуги;
-
Другие методы делать то же самое;
-
Рыночные JTBD;
-
Непрямые конкуренты;
-
Каналы продвижения и рекламная специфика;
Результаты анализа:
-
Идеи и внешняя аналитика для развития своего продукта;
-
Почва для формирования гипотез о средне- и долгосрочной стратегии.
-
Анализ рынка от продукта:
-
Найти и проанализировать успешные стратегии топовых игроков, работающих на вашей же аудитории;
-
Выявить на ранних стадиях потенциально опасных игроков, меняющих правила;
-
Проанализировать причины умирания старых игроков;
-
Оценочно прикинуть распределение бюджетов рынка по каналам привлечения пользователей;
-
Оценить перспективность технологий и бизнес-моделей.
Результат:
-
Много верхнеуровневых выводов не столько про свой продукт, сколько про компанию в целом, что важно для построения стратегий и конкурентной борьбы;
-
Этот метод полезен перед запуском нового продукта, направления или открытием дочернего бизнес-юнита на новом рынке;
-
Далее просчет экономики и дизайн фичей.
Customer discovery
В рамках данного этапа необходимо:
-
Сформулировать клиентские сегменты:
1.1 Выполнить ABCDx-сегментацию:
1) взять список существующих клиентов, лидов в воронке, не состоявшихся клиентов, которым вы пытались продать свой продукт, либо компании из SOM;
2) разложить их по категориям, на которую они больше всего похожи:
-
категория А: получают больше всего ценности при текущем состоянии продукта, легко и быстро покупают, много и долго платят;
-
категория B: получают не очень много ценности, сложно объяснить, нужны доработки продукта, платят не очень долго, требуют больше усилий на обслуживание;
-
категория C: потратят много ресурсов пресейла, но не купят;
-
категория D: у них нет денег на продукт;
-
категория X: продукт ещё не готов для работы с ними.
3) выписать, чем похожи друг на друга клиенты, попавшие в одну категорию.
Это и есть описание ваших сегментов.
1.2 Определить критерии целевой аудитории (например, внедрена учётная система/ERP, есть ИТ-специалист/ИТ-отдел/департамент; лицо принимающее решение – экспат; оборот компании от … $/год и др.).
-
Начиная с этого этапа и до конца, требуется выполнять шаги по каждому отдельному клиентскому сегменту.
В рамках данного этапа необходимо понять, в какой ситуации находится целевая аудитория. Для этого следует выписать перечень триггеров, которые могут являться катализатором проблем:
-
экстенсивные рост и развитие бизнеса;
-
реструктуризация компании;
-
покупка новых активов;
-
вывод нового продукта на рынок;
-
строительство нового объекта;
-
Аудит BIG4;
-
Ограничение в масштабировании на текущей архитектуре;
-
выход на IPO и другое.
Триггер, как правило, есть всегда. Для успешного использования триггеров рекомендуется:
-
Предлагать что-то реально в 5-10 раз быстрее/больше/дешевле частникам (в органах государственной власти и госкомпаниях это может не сработать);
-
Триггеры должны знать все члены команды/компании (вообще все, без исключения), триггеры нужно регулярно мониторить: подписаться на руководителей компаний, вступить в группы, подписаться на новости и другое;
-
Принять за правило, что триггерами нужно делиться в общий чат;
-
ТОПовых клиентов из списка SOM нужно мониторить руками: сайт (новости/руководство), группы в соц. сетях, отраслевые журналы.
-
Сформулировать гипотезы проблем, с которыми может столкнуться целевая аудитория, находясь в соответствующих ситуациях:
-
изменения в законодательстве/указы органов государственной власти могут привести к штрафам, временной приостановке деятельности, потенциальным ротациям и рискам увольнения;
-
приобретение новых активов/слияния/поглощения могут вызвать доп.. издержки, штрафы, увольнения, привести к временной приостановке деятельности;
-
Выход на IPO - это также возможные доп. издержки,кадровые перестановки и другие.
-
Сформулировать гипотезы потенциальных решений проблем;
-
Определить возможные выгоды для заказчиков по итогу решения проблем (меньше затраты, доп. доходы, соответствие требованиям регулятора, удовлетворение личных амбиций лиц принимающих решения);
-
Собрать лиды для интервью (направить официальные письма, которые отлично работают на рынках Центральной Азии, собрать лэндинг с платным трафиком, провести вебинары/семинары, воспользоваться существующей клиентской базой потенциальных партнёров/агентов);
-
Проверить гипотезы и подтвердить актуальность предложения;
-
Промоделировать сходимость экономики;
-
Подготовить MVP;
-
Выполнить первые проекты и убедиться, что проблема реально решена и заказчику доставлена ценность;
-
Получить первые деньги от клиентов.
Этапы выполняются строго друг за другом максимально в 2-3 сегментах целевой аудитории. Не допускается переходить к следующему этапу, пока не выполнены в полном объеме предыдущие.
Тестирование каналов
При условии, что получилось подтвердить соответствие ценностного предложения целевой аудитории, можно переходить к этапу тестирования каналов. Задачей тестирования является определение емкости каналов по объему целевой аудитории и их эффективности (ROI).
Оптимальный выбор каналов позволяет достичь максимального охвата целевой аудитории. В процессе тестирования необходимо учитывать множество факторов, таких как оценка конкурентной среды, изучение поведения и предпочтений потребителей, а также анализ эффективности использования различных каналов в других компаниях. Процесс тестирования позволяет выявить моменты, требующие корректировки или оптимизации.
Масштабирование
После подтверждения успешных связок: ценностное предложение-целевая аудитория-канал сбыта, можно переходить к этапу масштабирования в каналах. Один из самых эффективных каналов для масштабирования КИС - это партнёрская сеть, ключевые особенности развития которой будут отражены ниже.
Особенности развития партнёрской сети
Что говорят сами партнеры, получая предложения от различных вендоров КИС:
-
«Сложно продавать решения конкретного вендора, потому что не знают ценности для заказчика»;
-
«Каждый вендор приходит только с техническими знаниями о продукте и без понимания того, как продавать»;
-
«Отсутствует маркетинговая поддержка от вендора в целом на рынке»;
-
«Зачем партнеру делать маркетинг для вендора, когда нет гарантии, что клиенты не пойдут к другому партнеру»;
-
«Проводят обучение техническим знаниям сейлзов о продукте, вместо коммерческих знаний и о том, какую выгоду несет продукт заказчику».
Чек-лист болей партнёров:
-
Сложный и уникальный продуктовый портфель;
-
Ненадежность по отношению к партнёру: «уводят» сделки, меняют «на ходу» условия;
-
Формальная партнёрская программа, которая не работает;
-
Отсутствие понятия о маркетинге, продажах, техподдержке, гарантийном обслуживании;
-
Пассивная позиция в лидогенерации, нереалистичные ожидания от партнеров;
-
Отсутствие финансового плана развития партнера.
Поэтому, для кратного роста продаж через партнёрский канал требуются:
-
Компетенции создания ценностного предложения, которое удовлетворяет актуальным бизнес-задачам и болям заказчика;
-
Компетенции грамотной упаковки и демонстрации заказчикам вашей ценности для него;
-
Компетенции В2В-маркетинга для информирования максимального количества заказчиков о своем решении и его ценности по сравнению с аналогами, раньше аналогов и понятнее аналогов;
-
Компетенции по работе с партнерами по совместной продаже решений.
С этой целью необходимо:
-
Разработать или скорректировать систему продаж, в которой вендор работает совместно с партнёрами (CRM, онлайн-диски, портал, …);
-
Сформулировать правила работы в партнёрской программе;
-
Запустить маркетинг, который нацелен на донесение болей заказчиков и удовлетворяющий их потребности;
-
Создать центр продаж, который будет транслировать компетенции по продаже решений партнёрам.
Ниже представлен чек-лист для вендоров, выполнение которого увеличит шансы на развитие сильной партнёрской сети:
-
У компании есть оборот более $1М в год;
-
У компании есть стабильный продукт и разработка ведется по дорожной карте без серьезных изменений продукта;
-
Клиенты компании уже работают с интеграторами;
-
У компании есть отлаженный и эффективный процесс продаж (продаем много и дорого);
-
У компании есть отдел маркетинга, который четко формирует задачи и боли клиента и транслирует их на рынок;
-
В компании есть потребность к кратному росту выручки за счет масштабирования продаж;
-
В компании знают и понимают потребности и задачи партнёров;
-
В компании выделены отдельные люди на развитие партнёрских продаж;
-
У отдела партнерских продаж есть план продаж на год.
Следующий чек-лист отражает инструменты маркетинга и продаж ИТ-решений вендора, выполнение которого также способствует развитию партнёрской сети:
-
У вендора сформированы узкие профили целевых аудиторий клиентов и партнеров;
-
У вендора есть пул релевантных кейсов для заказчиков партнёров;
-
В команде вендора сформулированы приоритетные вопросы, которые важно выяснить при заходе к новым партнерам и их клиентам;
-
Команда вендора умеет транслировать свою экспертизу как партнерам, так и их заказчикам;
-
Команда вендора умеет совместно с партнером квалифицировать первичные запросы заказчиков.
Продажа партнёрской программы должна включать:
-
Показать ёмкость рынка и динамику его роста;
-
Почему продукт лучше конкурентов и за счёт чего он всех победит;
-
Сколько денег может заработать партнёр и с какими инвестициями;
-
Как предлагаемый к сбыту партнёром продукт может помочь другим его направлениям у заказчиков;
-
Объем поддержки вендора.
А ниже приведены ключевые ошибки продажи партнёрства и его развития:
-
Рассказывать о преимуществах партнёрской программы, а не о бизнесе;
-
Выбрать партнёра, у которого другая структура сбыта/бизнеса;
-
Требовать на старте от партнёра команду и выделение ответственного сотрудника;
-
Требовать лиды;
-
Оставить одного без синхронизаций;
-
Не позаботиться о площадке для взаимодействия;
-
Не снабдить быстрыми и простыми инструментами: брошюры, one pager и др.;
-
Не предоставить «продуктовую карту»: сегмент-бизнес-что болит-последствия-решение-выгода;
-
Не снабдить сравнением с конкурентами: батл-карта, либо любой другой документ (даже с непрямыми конкурентами).
Заключение
Выход на зарубежный рынок – это, почти всегда, путь стартапа «от 0 до 1». Лучше выходить на те рынки, где происходят какие-либо изменения в законодательстве/поведении людей/технологиях. Также, для обхода конкурентов на зрелом растущем рынке, одна из лучших тактик – изменение бизнес-модели.