Примерное время чтения: 6 минут
193

Когда таможня даёт добро? На KazanForum-2023 обсудили перспективы ЕАЭС

Врио руководителя Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов (в центре) рассказал на KazanForum-2023 о современных вызовах и новых партнёрствах.
Врио руководителя Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов (в центре) рассказал на KazanForum-2023 о современных вызовах и новых партнёрствах. Федеральная таможенная служба

О современных вызовах и новых партнёрствах, а также о том, как будет развиваться таможенное регулирование  в Евразийском экономическом союзе, на полях форума «Россия-исламский мир» KazanForum-2023 рассказал временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов.

К свободной торговле с новыми партнёрами

Каковы перспективы международного сотрудничества Евразийского экономического союза в складывающейся обстановке?

Сотрудничество осуществляется в различных форматах, один из них – формат «5+1». В таком формате, к примеру, осуществляется сотрудничество с Ираном по вопросам преференциальной торговли, а в перспективе планируется заключить соглашения о свободной торговле с Египтом, Индонезией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

В планах реализация совместного проекта государств – членов ЕАЭС по осуществлению ускоренных железнодорожных и мультимодальных перевозок сельскохозяйственной продукции и продовольствия под названием «Евразийский агроэкспресс».

Проект предусматривает включение перевозок, осуществляемых по МТК «Север – Юг» в направлении Туркменистана, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов и Индии, а также устранения ограничительных мер и оптимизации таможенных и иных административных процедур при осуществлении перевозок в направлении Китая.

Что делается для снижения административной нагрузки в условиях санкционных ограничений?

Из основных мер можно выделить то, что товары приоритетного импорта оформляются в первоочередном порядке. Второе - это меры поддержки финансового характера Так, в 2022 году в рамках мер поддержки фискального характера, принятых правительством России, бизнесу предоставлено освобождений по импорту на общую сумму 426 млрд рублей.

Также одной из наиболее востребованных мер стало временное обнуление ставок ввозных таможенных пошлин и установление тарифных льгот на товары приоритетного импорта в отношении более чем 1300 товарных кодов. Общая сумма финансовой поддержки по этому направлению превысила 108 млрд рублей. Этой мерой воспользовались более 27 тысяч участников внешнеэкономической деятельности. Ввезено более 7 млн тонн товаров стоимостью более 31 млрд долларов США. Это четвертая часть от всего импорта за период применения мер поддержки.

В-третьих, перенастроена работа системы управления рисками. К категории низкого уровня риска отнесено дополнительно почти 3 000 участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Большая часть из них являются предприятиями малого и среднего бизнеса.

Всего по состоянию на 1 января 2023 года к категории низкого уровня риска отнесен 13 791 участник ВЭД. На их долю приходилось 75% от всех оформленных в 2022 году деклараций на товары и 86% от общей суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

В результате в 2022 году почти в два раза  по сравнению с предыдущим годом был сокращён объем контрольных операций в отношении приоритетного импорта и товаров, перемещаемых добросовестными организациями.

В-четвёртых,  упрощены процедуры подтверждения соблюдения обязательных требований к продукции;

В-пятых, принят ряд послаблений в сфере валютного контроля. В частности до 31 декабря 2023 года введен мораторий на привлечение резидентов к административной ответственности за нарушения валютного законодательства, если это вызвано антироссийскими санкциями.

Реализуются и решения правительства РФ в части параллельного импорта.

Очередей и пробок нет

Как работают пункты пропуска на российско-азербайджанском участке границы?

Автоматизация таможенных операций позволяет ускорить оформления транспорта и грузов. При этом немаловажной является физическая составляющая – инфраструктура пунктов пропуска (наличие площадки для таможенных контрольных операций, достаточное количество полос для грузового и легкового транспорта, электронные системы и.д.), от которой зависит их пропускная способность.

Общая проектная пропускная способность автомобильных пунктов пропуска на российско-азербайджанском участке границы составляет 362 грузовых, 355 легковых транспортных средств и 33 автобуса.

Фактическая нагрузка этих пунктов пропуска с начала 2023 года составляет 873 грузовые машины в сутки (2020 – 432, 2021 – 480,
2022 – 729). Имеется тенденция к ежегодному росту показателей нагрузки.

Максимальная протяженность очередей транспортных средств перед
МАПП Яраг-Казмаляр в 2022 году составляла 3 600 грузовых машин при въезде в РФ и 1 840 – при выезде из РФ (в ноябре 2022 г.)

С начала текущего года очереди на российско-азербайджанском участке границы отсутствуют. Во многом этого удалось добиться благодаря слаженному взаимодействию ФТС России и коллег из Азербайджана.

В ноябре 2022 года достигнута договоренность об осуществлении пропуска грузовых машин на российско-азербайджанской границе по схеме реверсивного движения, при значительном скоплении транспортных средств как с одной, так и с другой стороны, по предварительному устному согласованию сторон.

Нагрузка по легковому и пассажирскому транспорту незначительна в связи с продлением Азербайджаом в одностороннем порядке действия коронавирусных ограничений.

Почему Забайкальск-Маньчжурия действует круглые сутки?

Самый крупный пункт пропуска на границе с Китаем – Забайкальск.

МАПП Забайкальск расположен в регионе деятельности Читинской таможни Дальневосточного таможенного управления. Сопредельный пункт пропуска – Маньчжурия (Китай).

Существующая проектная пропускная способность составляет  740 транспортных средств в сутки в обоих направлениях. Это в том числе 280 грузовых транспортных средств; 160 пассажирских транспортных средств; 300 легковых транспортных средств; 5 000 физических лиц.

Для государственного контроля в пункте пропуска эксплуатируется 24 полосы движения:

- 8 полос для легковых автотранспортных средств (4 – въезд, 4 – выезд);

- 4 полосы для автобусов (2 - въезд, 2 - выезд);

- 12 полос для грузовых автотранспортных средств (6 – въезд, 6 – выезд).

По поручению правительства Российской Федерации с КНР проработан вопрос перехода МАПП Забайкальск-Маньчжурия на круглосуточный режим работы. Синхронное изменение режима работы пунктов пропуска позволило увеличить пропускную способность. В результате ликвидирована пробка перед МАПП Забайкальск.

Утром 19 мая перед автомобильным пунктом пропуска находились восемь грузовых машин, все они к этому часу оформлены. За предыдущие сутки таможенники в МАПП Забайкальск оформили рекордное количество транспортных средств - в два раза больше паспортной пропускной способности. 18 мая через пункт пропуска проследовало 574 транспортных средства: 189 выехали в Китай, 385 - прибыли в Россию. При этом в целом в регионе дальневосточные таможенники оформили 1300 грузовых авто - это абсолютный рекорд по пропуску грузовиков.

 

ЯЗЫКОМ ЦИФР

За 2022 год на российской таможне оформлено более 4 млн. деклараций на товары. 84% из них, а это 3,4 млн. деклараций, зарегистрировано автоматически, без участия должностных лиц таможенных органов. Каждая третья декларация на товары в 2022 году выпущена автоматически, средний срок автовыпуска составил 57 секунд.

По итогам года более 90% деклараций было выпущено менее, чем за 4 часа.

За январь-апрель 2023 года зарегистрировано более 1,2 млн. деклараций на товары. Авторегистрация за этот период – 83,3%, автовыпуск – 28,6%. 91% деклараций на товары выпущены в течение четырёх часов.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах