Примерное время чтения: 6 минут
1088

Остановка сердца в полёте. Как врач из Татарстана спасла жизнь пассажирке

Эндже Мотыгуллиной до этого не приходилось оказывать помощь кардиобольным в такой экстремальной обстановке.
Эндже Мотыгуллиной до этого не приходилось оказывать помощь кардиобольным в такой экстремальной обстановке. Из личного архива

В  Казани наградили врача, которая на борту самолёта вернула к жизни пассажирку, запустив её остановившееся сердце. Эндже Мотыгуллина  рассказала «АиФ-Казань» подробности «воздушного происшествия» со счастливым финалом.

Пульс появлялся и пропадал

«Это было 8 июля, ночной рейс «Казань-Анталия», – вспоминает заведующая кардиологическим отделением больницы скорой медпомощи Набережных Челнов Эндже Мотыгуллина. – Вылетели мы в 3.30, и прошёл примерно час после взлёта, когда по громкой связи сказали, что просят врачей пройти к какому-то ряду, там женщине стало плохо. Я услышала только конец сообщения – спала, меня разбудил муж».

Пассажирка, на вид лет 50-60, была без сознания. Пульс на сонных артериях уже не прощупывался, кожа посинела, артериальное давление не определялось.

«На борту оказались медсёстры. Мы положили женщину на пол в проходе, приподняли ноги, чтобы улучшить ток крови к сердцу и голове, –рассказывает доктор. – Пока готовились к помощи, я расспрашивала окружающих, есть ли среди них родственники,  ведь они знают, какие заболевания у женщины. Например, если это сахарный диабет, потеря сознания и проблемы с сердцем могут быть связаны со скачками глюкозы в крови. Но, к сожалению, родных с ней не было – она летела одна. Соседи сказали, что на здоровье не жаловалась, вела себя как обычно».

В бортовой аптечке оказались нужные препараты, пассажирке сделали инъекции. После реанимационных мер сердце её забилось. Губы зашевелились, кожа порозовела. Пульс периодически пропадал, и её снова приходилось приводить в чувство.

 – Женщина всё же пришла в сознание, но всё еще была слабенькой. Пульс был частый, нитевидный, тонометр показывал низкое давление, – рассказывает Эндже.

В бортовой аптечке оказались нужные лекарства, и пассажирку удалось привести в чувство.
В бортовой аптечке оказались нужные лекарства, и пассажирку удалось привести в чувство. Фото: АиФ/ Владислава Макарчук

Стюардессы передали решение капитана – самолёт посадят в ближайшем аэропорту. Но потом сообщили, что судно вернётся назад, в Казань, поближе к Республиканской клинической больнице, где могут оказать квалифицированную помощь.

Из оборудования – только тонометр

Как рассказала больная, кардиологических и других проблем со здоровьем  у неё нет. Даже в больницах, по её словам, не лежала.

Соседи говорят, что пострадавшая очень не хотела сходить с борта самолёта, ведь она так ждала эту поездку.

 «Нередко случается, когда  пациенты «бодрятся», ещё не понимая, что были  на волосок от смерти, к тому же потерю сознания они не помнят», – комментирует врач.

Капитан справился у Эндже, есть ли у них время на несколько кругов над аэродромом, чтобы выработать топливо. Наконец, самолёт сел в порту вылета, где его встретили машины скорой и «Медицины катастроф». На земле стояли час – передавали пациентку, оформляли документы, готовились к новому взлёту. Но никто из пассажиров не возмущался, не скандалил из-за задержки.

Примерно в шесть утра воздушное судно снова поднялось в воздух. На этот раз долетели до турецкого аэропорта без приключений.

Пострадавшую отправили в РКБ, о дальнейшей её судьбе доктор не в курсе. Она не знает даже фамилии своей нечаянной пациентки. 

Вне больницы приходилось оказывать первую медицинскую помощь кардиобольным, но в транспорте, да ещё в самолете, ещё не случалось, отмечает врач. Но проделанное – её обычная работа, считает Эндже. В больнице  скорой неотложной помощи «запускать» сердце приходится часто, иногда уже в приёмном покое, когда привозят человека в тяжёлом состоянии. Правда, там у неё есть все необходимое оборудование, а в самолете был только тонометр.

Эндже Рафиковна – врач высшей категории, работает в БСМП с 2007 года, когда она пришла в больницу в интернатуру. Затем была учёба на кардиолога. По этой специальности она трудится уже 7 лет.

«Перелёты на воздушном судне несут повышенный риск для  некоторых хронических больных, – подчеркивает заведующий неврологическим отделением  МКДЦ, кандидат медицинских наук, врач высшей категории Марат Сайхунов. – Это связано с перепадами давления воздуха, на которые организм тоже реагирует изменением артериального давления. Нужно проконсультироваться с врачом, есть ли у вас ограничения по перелётам и какие лекарства принять заранее. Кроме того, из-за обезвоживания снижается текучесть крови. Нужно восполнять потерю жидкости. Именно поэтому в самолетах приносят напитки».

Но, кроме того, на состояние негативно влияет нехватка сна, хлопоты  при сборах в дорогу. У многих пассажиров в той или иной форме есть аэрофобия. В этом случае перед полётом лучше принять легкое успокоительное, советует Марат Сайхунов.

«Своим пациентам после инсульта мы какое-то время не рекомендуем летать на самолёте. Длительность периода зависит от тяжести заболевания. Кому-то лучше воздержаться месяц, кому-то полгода. В группе риска также люди с варикозным расширением вен. Из-за длительного сидения во время долгого перелёта в сосудах ног может образоваться тромб, а затем оторваться и перекрыть крупный сосуд, например, лёгочную артерию».

Поэтому на борту нужно время от времени вставать, ходить, а если после полета наблюдается острая боль в ноге, срочно обратиться к врачу, добавляет врач-невролог.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах