Сегодня на Курильском озере окончены работы по извлечению погибших из затонувшего Ми-8. Вертолёт, перевозивший туристов из Москвы и Петербурга, потерпел крушение 12 августа. На борту воздушного судна находились 16 человек: 13 пассажиров, в том числе ребёнок и трое членов экипажа. Шестерым пассажирам и двум членам экипажа удалось выбраться из вертолёта и выплыть на поверхность. Их спасли. Среди погибших – уроженец Татарстана Кирилл Скварников. О подробностях ЧП – в материале «АиФ-Казань».
На глубине 110 метров
Родные 39-летнего фитнес-тренера, фото- и видеооператора Кирилла Скварникова ждут, когда его достанут со дна озера.
«О трагедии мне сообщили родственники, – рассказывает «АиФ-Казань» брат погибшего Кирилла Илья Скварников. – Сначала подняли тела пяти погибших (командира экипажа и четырёх пассажиров. – Ред.), внутри судна оставались ещё три человека, среди них мой брат. Водолазы не могут работать на такой большой – 110 м – глубине. Но оборудование позволяет достать тела. И 18 августа достали последних».
Скварников мечтал о поездке на Камчатку давно. И тут выпала такая возможность – сделать съёмки в Кроноцком заповеднике.
Полёт, по рассказам выживших пассажиров, проходил штатно почти до самой посадки. ЧП произошло в полукилометре от берега, когда вертолёт уже начал снижаться над Курильским озером, которое было плотно застелено туманом. А потом внезапно – крен на нос, удар о воду и вертолёт мгновенно пошёл на дно.
«Я спал, очнулся оттого, что вода потоком ударила в лицо, успел отстегнуться, и меня сразу подняло наверх в кабине, – вспоминает один из выживших туристов Виктор Стрелкин. – Там было небольшое пространство с воздухом, который я успел вдохнуть, и вертолёт в тот же момент залило водой. Сидел я на первом ряду, дверь в кабину пилотов оказалась открытой, стекло разбито, и я через это отверстие стал подниматься наверх».
Виктор говорит, что, по его ощущениям, он всплывал с метров восьми-девяти, вода был очень холодной. Ему помогло то, что он занимается фридайвингом.
«Когда всплыл на поверхность, вокруг увидел людей, зовущих на помощь, – говорит он. – Еле успел снять кроссовки, они тянули меня на дно. Плыть дальше не мог, понимал, что в таких условиях продержусь недолго. К счастью, помощь подоспела буквально через три-пять минут».
Выживших спасли пятеро инспекторов заповедника, которые ждали прилёта вертолёта. Они за несколько минут на двух катерах доплыли до места падения и вытащили из воды восемь человек, которым удалось выплыть. Двое из пострадавших в реанимации в тяжёлом состоянии.
Любил фото и туризм
Родные Кирилла Скварникова до последнего надеялись увидеть его среди выживших.
Где будут хоронить Кирилла – в Набережных Челнах, на родине, или в Москве, где он жил в последнее время, ещё, говорят, даже не думали. Очень сложно представить, что человека, который так любил жизнь во всех её проявлениях, уже нет.
– Он жил на полную! – описывает Кирилла двоюродная сестра Светлана. – Был добрым, честным и готовым в любую минуту прийти на помощь.
По словам брата, Кирилл с детства любил спорт и путешествия.
– Сколько помню, всегда был активным, любил движение и спорт, и мне привил такие ценности. Брат благодаря этим своим увлечениям стал фитнес-тренером, у него много наград и сертификатов за ту или иную спортивную деятельность. Начинал работать в Челнах простым работником зала в фитнес-центре, десять лет назад переехал в Москву и уже там дорос до уровня тренера, – рассказывает брат Илья. – Увлекался фото- и видеосъёмкой. Много путешествовал. Каяки, байдарки… Любил сплавы. А мотоцикл – вообще один из лучших его друзей. Однажды даже съездил на своём байке в Венецию. Туризмом он начал заниматься очень давно, ещё до фитнеса, начал с родного Татарстана и сумел дойти до Мадейры. Он жил путешествиями, туризмом, столько поездок за всю жизнь – не перечислить.
– Это один из самых интересных людей, кто мне встречался в жизни, очень разносторонний. Помимо того, что он спортсмен, профессиональный фотограф, видеограф, путешественник, байкер, дайвер и фридайвер, он еще и обладал чудесным голосом, играл на гитаре и других инструментах, его даже приглашали выступать на малые сцены, – описывает его давняя знакомая Олеся.
Социальные сети Кирилла полны профессиональных фото с разных точек мира, каждая из них содержит в себе отдельную маленькую подписанную автором историю. Родные говорят, заранее обычно не размещал посты о поездках, только после. Истории о Камчатке, увы, уже не будет.
Основными версиями крушения Ми-8 называют плохую погоду, отказ двигателей и ошибку пилотирования.
В компании «Витязь-Аэро», которой принадлежит воздушное судно, заявили, что вертолёт был исправен, его осматривали перед вылетом, капитальный ремонт проводили в 2020-м, а списать должны были в следующем году. Следователям ещё предстоит выяснить, по каким причинам произошло ЧП.
Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
– Кирилла уже нет, а от того, что кого-то посадят, ситуация не изменится. Чтобы в дальнейшем такого не повторилось, наказать-то стоит, конечно. Главное, чтоб наказали реальных виновников, а не назначенных людей виноватыми сделали, – высказывает своё мнение брат погибшего Илья.
КСТАТИ
С 13 августа на Камчатке приостановлены коммерческие перевозки пассажиров. Возникли сложности как с перевозкой туристов, так и с осуществлением пассажирских перевозок внутри региона. Ростуризм рекомендовал туристам, собравшимся на вертолётные экскурсии в Камчатском крае, скорректировать свои планы с учётом введённых ограничений.
МНЕНИЕ
Сегодня в РФ зарегистрировано 2245 вертолётов, 63 % или 1410 бортов из них – машины советского производства, наибольшую долю которых составляют Ми-8 (75 % или 1065 единиц).
С 2015 г. в России произошло 33 аварии с участием вертолётов Ми-8.
– Главная причина такой печальной статистики – отсутствие контроля и нарушение правил. Раньше погода даже помехой не была. В СССР был железный контроль – за тем, кто летал, как летал и на чём летал. А сейчас в авиации бардак – начиная от того, кто за штурвалом и сколько часов он налетал, заканчивая недолжным уровнем обслуживания техники. Не все могут летать так же, как и водить машину или велосипед, и ухаживать за этой техникой, но ведь как-то покупают вертолёты, а результат таких действий мы прекрасно видим, – говорит вице-президент профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.