Следствие полагает, что с августа 2012 по октябрь 2013 года мужчины принимали активное участие в деятельности запрещенной на территории России «Партии исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»). Распространяли экстремистскую литературу, вовлекали в организацию новых лиц, а также в октябре и декабре 2012 года совершили автопробеги по улицам Казани с использованием черных и белых флагов с символикой.
Напомним, 26 октября в Казани прохожие стали свидетелями движения колонны из 25 автомобилей с черно-белыми флагами, на которых была арабская взяь, похожая на символику Хизб ут-Тахрир аль-Ислами. Участники несанкционированной акции хотели проехать по наиболее оживленным улицам Казани. Сотрудники ГИБДД пытались их остановить за нарушение ПДД, но водители проигнорировали их требования. Патрули начали преследование и в итоге колонну удалось остановить и изъять документы.
В декабре специалисты Казанского межрегионального центра экспертиз при КФУ подтвердили принадлежность флагов, используемых на автопробегах, к символике «Хизб ут-Тахрир».
Экспертов на допрос!
Разместиться в зале все желающие родственники и друзья подсудимых не смогли, некоторые остались ждать в коридоре. Несколько женщин в хиджабах пришли с маленькими детьми.
Судебный процесс начался с подачи кипы ходатайств подсудимыми. Они касались привлечения дополнительных свидетелей, приобщения к делу различных статей из интернета, а также проведения экспертиз.
В частности, подсудимые попросили вызвать на процесс Камиля Самигуллина, председателя духовного управления мусульман РТ, мотивируя это тем, что он «эксперт-религиовед с соответствующим богословским образованием» и сможет ответить на ряд специфических вопросов. Подсудимые подчёркивали, что религиоведческую экспертизу, на которой, по их словам, «базируется» обвинение, проводил единственный эксперт, а это субъективное мнение одного человека.
По той же причине прозвучала просьба вызвать в суд первого заместителя муфтия Рустема Батрова, а также хазрата мечети «Казан Нуры» и одного из преподавателей Российского исламского университета. Однако судья не счёл нужным привлекать перечисленных лиц, но пояснил, что если их явку обеспечат сами подсудимые, их мнение смогут выслушать.
Одно из ходатайств касалось допроса эксперта, который проводил религиоведческую экспертизу, приобщенную к материалам дела. Подсудимые просили дать им возможность задать специалисту вопросы, касающиеся его компетенции и методики исследования. Состоится ли этот допрос, суд решит после изучения экспертизы.
Работа под арестом?
Из десятков заявленных ходатайств, было удовлетворено лишь одно. Судья согласился приобщить к делу комментарии Ильдара Шайхутдинова, написанные к религиоведческой экспертизе. Часть обращений подсудимых было решено рассмотреть позже, когда суд приступит к изучению материалов дела. Без ответа осталась просьба Ильмира Имаева передать его родственникам изъятые при обыске фотоаппарат, сканер, флеш-карту и два мобильных телефона. До вынесения приговора техника является вещественным доказательством.
В завершении судебного дня прозвучало ходатайство Ленара Галимова. В отличие от остальных подсудимых, содержащихся под стражей, он находится под домашним арестом. Мужчина попросил разрешить ему работать. Он рассказал, что является врачом-наркологом одного из известных медицинских центров Казани.
- Мне нужно обеспечивать троих детей и жену, которая находится в декретном отпуске, - сообщил он суду.
Решение по данному обращению будет принято на следующем заседании. Суд продолжит работу в четверг, 21 августа.