Какие анализы обязаны делать бесплатно по полису ОМС, зачем получать новый полис и действует ли он за пределами региона проживания? На эти и другие вопросы отвечают эксперты Фонда ОМС по Татарстану.
Карта удобнее
- В поликлинике сказали, что полис в виде книжечки, полученный в 2010 году, устарел. Как срочно надо менять его на новый?
Отвечает начальник управления организации обязательного медицинского страхования территориального фонда ОМС РТ Дилия Магсумова:
- Новый полис на бумажном носителе или в виде пластиковой карты нужно постараться получить в ближайшее время, хотя сроков прекращения действия старых полисов не установлено, и они продолжают действовать в поликлиниках и больницах, работающих в сфере ОМС.
- Как получить новый полис?
Дилия Магсумова: Необходимо выбрать страховую медицинскую организацию, занимающуюся ОМС на территории республики (в Татарстане их три - «АК БАРС-Мед», «Спасение» и «Чулпан-Мед») и обратиться туда, захватив паспорт и свидетельство об обязательном пенсионном страховании (СНИЛС).
В страховую компанию гражданин может обратиться и через представителя, действующего на основании доверенности. При этом представитель должен иметь при себе доверенность, а также паспорт и документы лица, которое он представляет. За несовершеннолетних детей полис получают родители. В этом случае с документами ребёнка предъявляются и документы родителя.
При подаче заявления страховая медицинская организация выдаёт гражданину временное свидетельство, затем в течение месяца на АО «Гознак» изготавливается сам полис. Готовый документ также выдаётся в страховой компании. Пункты выдачи полисов расположены во всех городах и районных центрах республики. Подробнее об этом - на сайте www.fomsrt.ru или по телефону контакт-центра по ОМС 8-800-200-51-51.
- Говорят, сейчас вместо бумажного можно оформить электронный (пластиковый) полис ОМС. Как это сделать и чем он отличается?
Д. М.: Документы для получения такого полиса нужно предъявить такие же, как для получения бумажного полиса. В связи с тем, что на пластиковом полисе размещается фотография и личная подпись гражданина, заявление на его получение необходимо подавать лично. Электронный полис представляет собой пластиковую карту, он имеет чип с информацией о владельце, но большой разницы для гражданина в функциональности нет. Более удобный формат ввели по многочисленным просьбам.
Ознакомиться с внешним видом полисов, пунктами выдачи полисов, в которых принимают заявления на их оформление (не все оснащены специальным оборудованием), можно также на нашем сайте www.fomsrt.ru. Изготовление пластиковых полисов осуществляется АО «Гознак».

Везде ли примут по полису?
- Родственник проживает в Республике Коми, планирует приехать в гости на 3 недели. В местной поликлинике сказали, что полис Коми не действует в РТ, надо получить полис здесь. Так ли это? Нужно ли менять страховую компанию?
Д. М.: Полис ОМС, выданный в любом регионе, действителен на всей территории РФ. При отказе в оказании бесплатной медпомощи по такому полису нужно обратиться к главврачу медорганизации или позвонить по телефону контакт-центра ОМС РТ (8-800-200-51-51). Страховую медицинскую организацию нужно менять только в случае смены постоянного места жительства на другой регион в течение месяца.
Как поменять поликлинику
- Два года назад лежал в 11 горбольнице Казани. Там мне отказались проводить гемодиализ, я считаю, что необоснованно. Мои сёстры были вынуждены везти лечить меня в Москву. Как я могу восстановить справедливость? В. Дащенко, Казань
Отвечает начальник отдела защиты прав застрахованных граждан ТФОМС РТ Ольга Полякова:
- Напишите письменное заявление в свою страховую компанию. Экспертиза качества медицинской помощи проводится по первичной медицинской документации. В случае выявления нарушений к медицинской организации будут применены финансовые санкции. Но лучше в страховую компанию обращаться во время получения медицинской помощи.
- Отдыхали летом в Сочи. У отца поднялось давление, и его привезли на скорой в стационар. Полис ОМС остался в Казани. И хотя помощь оказали, сообщили, что требуется оригинал документа, а факса с данными из страховой компании недостаточно. Правы ли медики?
О. П.: Да, правы, ведь при обращении за медпомощью по программам ОМС гражданин обязан предъявить полис ОМС и паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, за исключением случаев оказания экстренной помощи. Поэтому, выезжая за пределы постоянного места проживания, нужно полис ОМС брать с собой.
- Что делать, если врачи стационара при сильных болях не назначают серьёзного лечения и в республиканскую больницу не отправляют?
О. П.: Пациент может обратиться к руководству больницы для организации заседания врачебной комиссии, на которой можно решить спорные вопросы. Вы имеете право на проведение консилиума, когда несколько врачей обсуждают диагноз и дальнейшую тактику лечения. Кроме того, можно обратиться в страховую компанию для проведения очной экспертизы качества медпомощи.

- Врач назначил анализ крови и УЗИ, но на них записали только через три дня. Имели ли право?
О. П.: Программой госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам установлен предельный срок ожидания плановых диагностических и лабораторных исследований - не более 14 календарных дней со дня их назначения. Объём, место и сроки проведения диагностических исследований определяются лечащим врачом.

О. П.: Да, вы имеете на это право. Для этого необходимо написать заявление на имя главного врача выбранной медицинской организации. При этом допускается прикрепление граждан, проживающих вне зоны обслуживания медорганизации, к участковым врачам. Если численность прикреплённых превышает рекомендованный норматив, то поликлиника может отказать в прикреплении. В то же время медицинская организация, оказывающая первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, не вправе отказать гражданину в прикреплении по месту его фактического проживания.
Нужно ли платить за анализ?
- Пришла в поликлинику с болями в животе и кровотечением. Заподозрили беременность. Отправили на платный анализ ХГЧ. Имеют ли медики на это право?

Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть