Примерное время чтения: 7 минут
323

730 писем о любви. На Шаляпинском фестивале прозвучали «Сны о чужих краях»

Шаляпинский фестиваль в этом году продлится почти месяц.
Шаляпинский фестиваль в этом году продлится почти месяц. / Ольга Любимова / АиФ

Концерт западноевропейской музыки «Сны о чужих краях», заявленный в параллельной программе Шаляпинского фестиваля как камерный, не был строго выдержан в традициях этого жанра. Стало ли это минусом, выяснила корреспондент «АиФ-Казань».

«Дневник исчезнувшего»

Камерные концерты - одна из традиций Шаляпинского фестиваля, потому что великому артисту было доступно всё - и опера, и народные песни, и духовная музыка, и камерное творчество. Цикл мероприятий «К 150-летию со дня рождения Ф.И.Шаляпина» проводится при грантовой поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.

Для названия первого камерного концерта 41-го оперного форума взяли цитату из книги Шаляпина «Маска и душа». «В мрачные дни моей петербургской жизни под большевиками мне часто снились сны о чужих краях, куда тянулась моя душа, - писал артист. - Я тосковал о свободной и независимой жизни».

Обычному зрителю - то есть человеку без специального музыкального образования - из заявленных в афише авторов хорошо знаком, пожалуй, только Рихард Штраус. Этот немецкий композитор начала XX века прославился своими симфоническими поэмами.

Выбранный для концерта цикл «Дневник исчезнувшего» Леоша Яначека, который 60-летний чешский композитор посвятил своей молодой возлюбленной, в Большом зале Казанской консерватории не звучал ни разу. «Дневник исчезнувшего» композитор создал под впечатлением стихов, опубликованных в 1916 году в газете «Лидове новины».  В них рассказывалась история  парня, который влюбляется в «чёрную цыганку» и решает покинуть свою семью и деревню вместе с ней. Яначек посвятил «Дневник исчезнувшего» Камиле Стессловой, которая была моложе его на 40 лет. 

«Чернокожая цыганка в моем «Дневнике исчезнувшего» — это ты, - писал композитор своей возлюбленной. - Вот почему в этой работе так много эмоционального огня. Так много огня, что если бы мы оба вспыхнули, то превратились бы в пепел. … И на протяжении всей работы я думал о тебе!».

Мануэль де Фальи и Хоакин Турина, чьи произведения также исполнялись в концерте, много сделали для того, чтобы испанская музыкальная культура была известна по всему миру. Однако широкому зрителю эти современники Рихарда Штрауса знакомы мало.

Пробел восполнил ведущий концерта, народный артист Татарстана Эдуард Трескин. Готовя зрителей к встрече с испанской музыкой, он читал популярные стихи Федерико Гарсиа Лорки в переводе Анны Ахматовой. Трескин напомнил, что Шаляпин связан с Испанией прежде всего своими испанскими ролями. Это Дон Кихот в одноименной опере Массне и король Филипп в опере Верди «Дон Карлос». Ярким эпизодом рассказа о необыкновенной судьбе Леоша Яначека - композитора уровня Дворжака и Сметаны - стали его 730 писем к любимой. 

Джалиля Венера Протасова (сопрано) исполнила канцоны Хоакина Турины и произведения Рихарда Штрауса.
Венера Протасова (сопрано) исполнила канцоны Хоакина Турины и произведения Рихарда Штрауса. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Пою испанскую музыку, но не испанка

Открывшая концерт солистка Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Венера Протасова (сопрано) исполнила канцоны Хоакина Турины, а затем и произведения Штрауса. В каждом выступлении артистка смогла тонко передать их особенности только музыкальными средствами, не прибегая к внешним эффектам, жестикуляции, мимике. Она как бы говорила: «Да, я пою испанскую музыку, но я не испанка».

Исполнительница «Семи испанских песен» солистка Татарского театра оперы и балета, лауреат Госпремии Республики Марий Эл Любовь Добрынина (меццо-сопрано) в беседе с журналистами назвала эти песни разнохарактерными. Но в её интерпретации они звучали почти одинаково. 

Главный сюрприз зрителям преподнёс в этот вечер солист театра «Новая Опера», приглашённый солист Большого театра и театра La Scala Ярослав Абаимов (тенор).

Артист, накануне спевший Альмавиву на открытии фестиваля, камерный концерт тоже превратил в спектакль. Его «Дневник исчезнувшего» Леоша Яначека - это виртуозная актёрская игра: отточенные движения, яркая мимика, хорошо продуманные и при этом эмоциональные жесты. Перелистывая ноты одной рукой, Абаимов второй рукой нежно обнимал за талию партнёршу Любовь Добрынину, затем свободно двигался по сцене, не боясь повернуться к зрителям спиной. В финале обуреваемый чувствами герой почти выбежал со сцены.

Перед началом концерта артист признался журналистам, что концертмейстер часто спрашивает, когда же он начнёт исполнять камерную музыку. Судя по концерту в Казани, Абаимов пока не намерен это делать. Так вписывается ли этот концерт в рамки Шаляпинского фестиваля?

Ярослав Абаимов и Любовь Добрынина исполняют
Ярослав Абаимов и Любовь Добрынина исполняют "Дневник исчезнувшего". Фото: АиФ/ Ольга Любимова

«Для камерного концерта это, конечно, нарушение»

«Шаляпин любил выступать на камерных концертах, где он, нарочито держа в руках ноты и при этом даже не подглядывая в них, как бы демонстрировал, что он всего лишь исполнитель», - рассказал корреспонденту «АиФ-Казань» доцент кафедры национальных и глобальных медиа Казанского федерального университета Дмитрий Туманов.

По мнению эксперта, в первом отделении концерта исполнители тоже  демонстрировали, что они всего лишь исполнители, в них нет жгучего испанского темперамента, и в этом вся прелесть. Ведь в противном случае это были бы актрисы, которые играли спектакль. То есть в данном случае традиции Шаляпина, считает Дмитрий Туманов, соблюдены.

А второе отделение, в котором звучал «Дневник исчезнувшего», эксперт называет спектаклем в чистом виде.

«Это не камерный концерт, а скорее, концертное исполнение какой-то оперы, - рассуждает Дмитрий Туманов. -  Для камерного концерта это, конечно, нарушение. Но, видимо, такое исполнение диктовала драматургия самого произведения. Если бы они просто стояли и пели, адресуясь к залу, как  диктует классическая западная традиция, нам бы это показалось скучным. Наш зритель привык к какому-то действу».

Возможно, сказался в данном случае и артистизм Ярослава Абаимова. Даже во время фотосъёмок перед премьерой «Севильского цирюльника» этот певец - в отличие от других исполнителей - с ходу придумал мизансцену и предстал пред фотокорреспондентом «АиФ-Казань» в образе своего героя…

Вот и в финале концерта «Сны о чужих краях» звучали бурные овации зала. Значит, эклектика концерту не повредила. Зрители не только услышали прекрасную музыку, узнали об истории её создания, получили новую информацию о Фёдоре Шаляпине, но и увидели прекрасную игру артистов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах