Примерное время чтения: 5 минут
730

Рука Миронова, или Как на казанском вертолете контрабандистов ловили

7 марта 2016 года любимому актеру всех россиян исполнилось бы 75 лет.

Он останется в нашей памяти всегда молодым и красивым, в голубой водолазке, с песенкой об «Острове невезения». В далеком 1969 году на экраны страны вышел фильм, который сделал Андрея Миронова знаменитым. А в 1995 году этот фильм был признан телезрителями лучшей отечественной комедией. Хотя советская критика фильм оценивала весьма прохладно. После великолепной «Кавказской пленницы» от Гайдая ждали следующий шедевр. Не дождались… Но народ принял «Бриллиантовую руку» восторженно.

За прошедшие с тех пор годы этот фильм посмотрели многие миллионы зрителей, картину разобрали по «косточкам», «цитатам» и «ляпам», неоднократно рассказывали о съемках и судьбах создателей, и, казалось бы, об этой картине известно все. И все же…

Почему-то до сих пор никто не обращает внимания на очевидные, но невероятные вещи в «Бриллиантовой руке», которые не укладываются в логику даже советской комедии. Как-то спокойно зрители реагируют на то, что старший экономист получает туристическую путевку на круиз по Средиземному морю. Кто бы сказал, какая зарплата в те времена была у экономистов, и как часто среди них распространялись путевки в кап. страны? И зачем он хочет купить жене, живущей у Черного моря, шубу, ценой с круиз… И ладно бы, если бы Семен Семенович плыл в 4-м классе, то естьв трюме, нет, он поселяется в роскошной 2-местной каюте.

А сосед по каюте – скромный провинциальный манекенщик, и кстати, какая у манекенщиков была зарплата в 1968 году, и за какие заслуги манекенщикам выдавали путевки в кап. страны? Молодежи можно напомнить, что при советской власти гражданин СССР не мог просто так взять и купить тур заграницу. Про эту процедуру надо рассказывать отдельно и подробно…

Итак, экономист и манекенщик в виртуальном Стамбуле получают возможность погулять (просто погулять!) по незнакомому капиталистическому городу. И гуляют, случайно скрестив свои маршруты у аптеки контрабандистов. Пусть, пусть туристы тех времен скажут, как они свободно гуляли в кап. странах! А дальше уже нелепости посыпались непрерывным потоком: Горбункова не досматривают на таможне, и его по приезде никто не встречает! И какая нормальная жена будет дома спать, когда муж приезжает из-за границы? И почему ночью любопытная Мордюкова в роли управдома врывается в его квартиру…

А потом начинается шоу Семена Семеновича. Он вырубает на рыбалке Гешу, очень ловко избегает в ресторане встречи с Леликом, входит в контакт с Анной Сергеевной и возможно соблазняет ее («А ты бы ушел от такой женщины?»), он справляется с двумя здоровыми мужиками на автомойке и, наконец-то, выходит на Шефа контрабандистов. Задание с блеском выполнено!

И всё сводится к тому, что Семен Семенович Горбунков – это агент КГБ – Комитета государственной безопасности, организации, занимающейся в СССР борьбой с контрабандой. Кстати, есть информация, что весь период съемок фильма киногруппу курировал капитан КГБ. Если допустить этот вариант, то все становится на свои места. Псевдоэкономиста Горбункова вселяют в каюту с Гешой, выводят на криминальную аптеку, и ждут, когда клюнет крупная рыба. Отсюда становится ясным прокол Горбункова с фразой – «Вот когда я был в Лондоне…». А ведь у него был официально только первый круиз по Средиземью – Марсель, Стамбул…

Великолепный актер Юрий Никулин сыграл советского суперагента, обладавшего прекрасными актерскими способностями, сильного, ловкого, находчивого… И тут уже простительны такие «ляпы» в фильме, как два (четное число!) цветочка, которые дарит Геша жене Горбункова, трое милиционеров на патрульном мотоцикле с коляской или итальянский пистолет «беретта» от МВД в авоське (откуда у милиции такое оружие?!). Кстати, в сцене невероятного даже для комедии «зацепа» вертолетом «москвича» с контрабандистами снималась казанская машина Ми-8. Эти вертолеты только-только начали поступать в эксплуатацию, и фильм послужил легендарной «восьмерке» своеобразной рекламой.

В заключение надо добавить, что на фоне «Кавказской пленницы» - лучшего фильма Гайдая, «Бриллиантовая рука» объективно выглядит гораздо слабее. Сюжет комедии подчинен одной цели – поднять престиж милиции, который был основательно подорван в предыдущем фильме (помните милицейского начальника, у которого под столом все готово для тоста, придурковатого сержанта-мотоциклиста). Сатира там остро коснулась и чиновничества (тов. Саахов), и прокуратуры, и психиатрии… А с кем борется Добро в лице Семена Семеновича Горбункова? Зло в «Бриллиантовой рук» – это карикатурный, и даже не смешной Шеф, похожие на геев Лелик и Геша, управдом Мордюковой? Думается, что после «Кавказской пленницы» Гайдаю внятно дали понять, что с советской сатирой пора завязывать, а не то… Вот и получилась смешная, но и очень невнятная «Бриллиантовая рука». А Гайдай в дальнейшем зарекся снимать только экранизации литературных произведений.

А мы отдадим должное нашим великим актерам – Андрею Миронову, Юрию Никулину, Анатолию Папанову, которые, несмотря на слабость сценария, спасли «Бриллиантовую руку» и сделали ее одним из любимых фильмов россиян нескольких поколений. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах