Примерное время чтения: 8 минут
247

Распутин и Казань. Какую роль город сыграл в судьбе «оклеветанного старца»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Татарстан 23 03/06/2014

«Биография Распутина изучена достаточно, особенно санкт-петербургский период, время его сближения с царской семьёй, которая считала его близким другом и глубоко духовным человеком. Но до сих пор не изученным остаётся период до 1905 г. и особенно время нахождения в Казани, - рассказывает Анатолий Елдашев, краевед, доцент Казанской Духовной семинарии, лауреат Макариевской премии. – Между тем, именно наш город, сближение с местным духовенством и сыграло поворотную роль в его судьбе».

Начало пути

Григорий Распутин родился 9 января 1869 г. в крестьянской семье. Как-то в молодости, работая ямщиком, Распутин вёз будущего духовника царской семьи тогда ещё иеромонаха Феофана (спустя 12 лет именно епископ Феофан, духовник царской семьи и способствует сближению с ней Распутина). С благословения иеромонаха Григорий начал странствовать. В тот момент ему исполнилось 23 года, он уже был женат.

Странствовал по монастырям, собирал деньги на постройку храма. Порой проходил без еды или с краюхой хлеба по 2-3 суток десятки вёрст в любую погоду. В старину странничество было важной частью жизни на Руси. Каждый крестьянин хоть раз совершал паломничество по святым местам.

Несомненно, Распутин чувствовал это, присматривался к поведению старцев, схимонахов. В странствиях он научился безошибочно распознавать людей. Святое Писание, поучения великих пастырей, бесчисленные проповеди, - всё впитала его цепкая память. Открылся дар лечить руками. Распутина стала тяготить крестьянская жизнь с её непосильным трудом и рутиной. Он стал задумываться о городской жизни. И здесь на его пути встала Казань.

В Седмиозёрной пустыни

В 1900 гг. Распутин знакомится с купеческой вдовой Башмаковой. Возможно, это была Пелагея Башмакова, известная благотворительница. Она привезла Распутина в Казань. По-видимому, это произошло в 1903 г., но можно предположить, что в своих странствиях он вряд ли пропустил наш город ещё в 1890-х гг.

Башмакова знакомит Распутина с представителями казанского духовенства, в том числе, с настоятелем Седмиозёрной Богородичной пустыни схиархимандритом Гавриилом.

Некоторое время Распутин живёт в этой обители, удалённой от города  на 17 вёрст. Сохранился и монастырский странноприимный дом 1880-х годов постройки, где останавливались паломники и путешествующие, в т.ч. и Распутин. Там бывала Великая княгиня Елизавета Феодоровна, сестра государыни. Предположительно, именно от старца Гавриила она узнала о Распутине, ещё до его сближения с царской семьёй.

Известно, что Распутин пытался получить у отца Гавриила разрешение на поездку в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать средства для строительства храма в селе Покровское. Отец Гавриил не помог, полагая, возможно, что Григорий пропадёт в столице. Как старец Гавриил, умудрённый духовным, житейским опытом, не увидел в Распутине проходимца? Тогда - в 1903 – 1904 гг. - перед ним был странник, исходивший пешком сотни вёрст, часами молившийся у мощей преподобного Симеона.

 Так, в 1903-1904 г. Распутин, жил в Седмиозёрной пустыни, духовно укреплялся среди монахов обители, присматривался к старцам, набирался учёности у студентов духовной академии. Писать он так и не научился, но речь его оттачивалась годами, и как вспоминают очевидцы, говорил Распутин просто, но сочно. В Казани он заработал определённый авторитет. Как вспоминал архиепископ Тихон (Троицкий) Сан-Францисский, в 1904 г. студент второго курса Казанской Духовной академии: «Раз группа студентов посетила старца Гавриила, который по обычаю, приглашал чайку попить в 4 часа. На чае среди гостей был и Распутин. В то время он… был в почёте, посещал старца и очевидно был на большом счёту у него. Когда Распутин стал говорить, что собирается в Петербург, то старец подумал: «Пропадёшь ты в Петербурге, испортишься», на что Распутин, прочитав его мысль, вслух сказал: «А Бог? А Бог?» Старец объяснил мне это как явный случай прозорливости Распутина».

Письмо в Петербург

Слухи о Распутине дошли и до столицы. Попасть туда ему помог викарный епископ Хрисанф. Он получил образование в Казанской Духовной академии, потом несколько лет работал начальником Русской миссии в Корее, после чего был определён в Казанскую епархию. Скорее всего, Распутин знакомится с ним через отца Гавриила летом 1904 г., в год, когда в Казани была похищена икона Казанской Божьей Матери.

Распутин показался епископу человеком высокой подвижнической жизни, духовно настроенной личностью, незаурядным представителем простонародья, который достоин того, чтобы о нём узнали в столице. Хрисанф даёт Распутину рекомендательное письмо на имя ректора Санкт-Петербургской Духовной академии Сергия (Страгородского), будущего Патриарха Московского и всея Руси (1943 – 1944).

Больше после этого Распутин и Хрисанф не виделись. Епископ перевелся в другое место по состоянию здоровья, и скончался в 1906 г. Распутин же ещё не раз посещал Казань. В 1905 г. он познакомился с архимандритом Андреем (князем Ухтомским) и несколько раз останавливался на ночь в его казанской квартире. Зимой 1906 г. был в гостях у предводителя Казанского и Царевококшайского дворянства А. Н. Боратынского. По воспоминаниям казанских старожилов Распутин проживал в Суконной слободе в доме учителя IV Казанского городского начального училища и одного из организаторов и руководителей черносотённого движения в Казани и Казанской губернии Павла Мойкина.

…Прошло около десяти лет и вот стало известно об убийстве Распутина. Казанские газеты «Казанский телеграф» и «Камско-Волжская Речь» в нескольких номерах дали пространные отчёты, версии и комментарии об этом. Статьи вышли под названиями: «Смерть Распутина», «К убийству Распутина», «Подробности убийства Распутина», «По поводу убийства Распутина», «Убийство Распутина».

Несмотря на то, что со дня гибели Распутина прошло почти сто лет, интерес к его личности не ослабевает до сих пор. Одни требуют его канонизации, другие категорически против. Но всё равно мы должны проникать в явления прошлого, изучать загадочные личности, чтобы предупреждать современников и сбрасывать личину с будущих лже-пророков.

Кстати

Целитель или клоун?

Вот что вспоминает о пребывании Распутина в их казанском доме правнучка поэта Е.А. Боратынского Ольга Ильина-Боратынская (отрывки из повести «Я и Высший свет»):

«Зима 1907 года в Казани.

В тот день я сидела на одном из широких подоконников в нашей голубой гостиной, когда сани извозчика завернули из-за угла и остановились у нашего переднего входа. В санях сидел крестьянин с густой коричневой бородой.

…Голос (пришедшего) меня поразил. Он был медовый, чарующий: «Я буду сидеть здесь и ждать. Отнеси это письмо своему хозяину. Пусть он тебе скажет, через какой вход мне заходить».

Папа работал за столом. Он быстро открыл конверт, прочитал записку и пошел в комнату к тете Кате.

Тётя Катя прочитала вслух.

«Тот, кто принесёт это – Григорий Ефимович Распутин, крестьянин из Сибири, который произвел здесь огромной впечатление, особенно на Императрицу, своей необычайной личностью, духовной глубиной и целительными силами, которые он продемонстрировал. Он на пути из Петербурга в свою родную деревню недалеко от Тобольска, меняет поезда в Казани, и я осмелилась попросить его обратиться к тебе, чтобы ты мог хорошо его разглядеть и после поделиться своими впечатлениями со мной».

Высокий и ширококостный (Распутин), он был худее, чем он выглядел в верхней одежде, хорошо сложен и вполне опрятен. Его коричневые волосы были ровно разделены пробором посередине, он был пострижен по-крестьянски, что называлось «в скобку». Несмотря на то, что на нём была обычная русская красная рубаха, она была необыкновенно длинной, из тафты, по меньшей мере, на полметра ниже пояса, а под ней выглядывал край другой похожей рубахи, тоже из тафты, только голубой. Раньше я видела, что богатые крестьяне носили шёлковые и сатиновые рубахи, но никогда из тафты, а уж тем более вот так, две сразу.

На груди этого человека висел большой золотой крест…

…Я шла в столовую, когда услышала воинственный голос нашей горничной Насти, звучащий из кладовой. Он сопровождался выразительным грохотом посуды, объявлявшим всему дому, что она думала о ситуации.

«Святой человек, они говорят! Целитель! Наряжен, словно клоун и, если хотите, носит епископский крест из чистого золота…»

«АиФ-Казань» благодарит за помощь в подготовке материала музей Е.А. Боратынского.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах