Комплекс Казанского кремля примечателен не только своими архитектурными и культурными памятниками, но и музеями. Итак, что интересного можно в них увидеть? Воспользуйтесь нашей инфографикой.
Музей истории государственности Татарстана
Среди всего мирового фонда письменной культуры, от клинописи до латиницы, феноменом являются тюркские знаки, из-за схожести своих очертаний со скандинавскими названные рунами. Именно такими тюркскими рунами выполнена надпись, на всемирно известном памятнике – стеле Кюль-тегина, созданном в 732 году нашей эры.
Памятник находится в Монголии, а здесь, в Казанском Кремле, в Музее истории государственности Татарстана, представлен уникальный интерактивный экспонат, позволяющий не только взглянуть на пример произведения камнерезов VIII века, но и соприкоснуться с историей древнего кочевого государства, раскинувшегося от Черного до Желтого моря – Великого Тюркского каганата.
Перед нами, медленно вращаясь, находится изображение стелы Кюль-тегина – ее оригинальная высота более 3 метров, высота изображения около 2 метров. Взяв в руки пойнтер (указку с датчиками), мы можем начать знакомство с тюркской историей. Словно по волшебству древние знаки, собранные в длинные вертикальные столбцы, преобразуются в понятные нам буквы (на русском, татарском или английском языке).
«Небоподобный, неборожденный тюркский каган, я нынче сел на царство…» - так начинается обращение к потомкам от лица кагана Бильге – правителя тюркского государства и брата подарившего имя стеле Кюль-тегина.
Подсвечивая пойнтером четвертый столбец надписи справа, мы вдруг удивленно заметим знакомы этноним - татары, вернее, отуз-татары, которые принимали участие в похоронных церемониях еще первых правителей государства. И это первое упоминание имени тюркского народа, которое много веков спустя стало основой для наименования республики.
Музей естественной истории Татарстана
Здесь есть несколько интересных экспонатов. Интерактивный экспонат «Ледниковый период».
Совершить увлекательное путешествие в прошлое нашей планеты можно с помощью экспоната с использованием дополненной реальности. «Ледниковый период». Обычное посещение музея превратилось в захватывающее путешествие в мир древней жизни. В экспонате задействованы разные представители фауны, обитавшие на нашей планете тысячи лет назад - это мамонтенок, королевский кролик и саблезубый тигр. Знакомство происходит в онлайн режиме, не оставляя сомнений в реальности происходящего. Гости музея могут сфотографироваться с ними или записать видеоролик. Все проекции не только выглядят, но двигаются и звучат как реальные прототипы. Погладить мамонтенка, пощекотать королевского кролика и почесать за ушком саблезубого тигра? Проще простого!
Еще один раритет - скелет Большого пещерного медведья (Ursus spelaeus)
Вы удивитесь, но этот зверь, который достигал 3,5 метра ростом и весил до 700 килограммов, в сущности был безобидным существом. Несмотря на грозную внешность, пещерный медведь был преимущественно вегетарианцем. Такой вывод сделали ученые после исследования износа зубов. Правда не исключено, что он все-таки иногда нападал на животных и людей. Просто процент животной пищи у него составлял незначительную долю. Главным же в рационе питания считался мёд и растения.
Продолжительность жизни пещерного медведя составляла до 20 лет. Считается, что в старости они становились отличной легкой добычей для волков, пещерных львов и гиен. Причина исчезновения пещерного медведя до сих пор точно не выяснена. Некоторые ученые считают, что причиной их вымирания могло стать изменение климата, когда площадь лесов резко сократилась, лишив пещерного медведя источников пищи. Однако заметную роль в его вымирании сыграла и охотничья деятельность древних людей. Считается также, что доисторические европейцы не только охотились на пещерного медведя, но и поклонялись ему, как тотему.
Третий экспонат, популярный среди посетителей, - скелет «Щекастого ящера» (парейазавра). Они являлись «бегемотами» по образу жизни: большую часть времени они проводили в воде, и лишь изредка выбирались на сушу, где чувствовали себя дискомфортно. Некоторые поздние виды парейазавров достигали в длину до 4 - 6 метров, а судя по находкам изолированных костей, могли достигать и больших размеров.
В музее также хранится плита с отпечатками следов древнего животного, парарептилии пермского возраста. Этой плите 255 млн. лет. Чтобы лучше представить этот экспонат, создали специальную систему освещения и экран с переменной прозрачностью, на котором смоделировано изображение и движение животного.
Центр «Эрмитаж-Казань»
На выставке «Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара» представлено две тысячи сто тридцать два экспоната из ведущих музеев России. Это предметы из золота и серебра, образцы декоративно-прикладного искусства, принадлежности конской упряжи, оружие VIII – XIII веков – уникальные артефакты археологических раскопок. Если останавливаться у каждого экспоната на одну минуту, то на осмотр выставки уйдет 35 часов. Ряд экспонатов представляются широкой публике впервые.
Уникальным экспонатом является сосуд IX – первой половины Х века, напоминающий гигантскую волшебную лампу Алладина. В Казань он приехал сразу же после реставрации в Государственном Эрмитаже и до этого еще нигде не выставлялся. Ценность его в том, что это один из немногочисленных сохранившихся в мире предметов, раскрывающих культуру хазар. Этот предмет, без сомнения шедевр искусства обработки и производства рельефных художественных изделий из металла. Он не имеет аналогов среди памятников древности. В изготовлении серебряного сосуда были использованы такие техники как выколотка, литье, золочение, чеканка, гравировка, плакировка. Форма его чрезвычайно раздута. По желанию заказчика мастер должен был уместить сюжеты о доблести воина в четырех медальонах.
На этой же выставке разнообразно представлено средневековое оружие. Особый интерес вызывает сабля XI – XII веков.
Стальной клинок сабли практически не сохранился. Художественную ценность предмету придают обкладки рукояти и ножен из серебра, бронзы, украшенные изображениями зверей, позолотой и вставками стекла. Сабля была изготовлена в ремесленном центре Кавказской Алании, вероятнее всего, в ее столице – Магасе. По художественному достоинству она не уступает знаменитой «сабле Карла Великого».
Музей исламской культуры
«Интерактивный «Листающийся Коран» - центральный экспонат музея - демонстрирует казанское издание Корана, знаменитое тем, что опубликованный в 1803 году арабский текст Корана был первым изданием, осуществленным самими мусульманами.
Большой популярностью пользуется опция «Звучание Корана», которую посетители внимательно прослушивают полностью, надолго задерживаясь в музее зачастую вплоть до закрытия. Вы услышите наиболее популярные суры Корана в исполнении знаменитых чтецов (мукри или кари), которые следуют правилам особого искусства распевной рецитации Корана (таджвида). Всплывающий арабский текст и текст перевода позволяет тем, кто знает арабский следить за звучащим текстом, а тем, кто не знает арабского языка, понимать содержание по переводам на татарский, русский и английский языки (на выбор).
Здесь можно увидеть и проекцию «Урок в медресе». Она погружает посетителя в атмосферу обучения в медресе Казани на рубеже XIX-XX вв. Cоздаётся ощущение, что гость нечаянно заглянул в приоткрытую дверь и стал свидетелем того, как шакирды (ученики) в медресе учат азан (призыв к молитве). В реальности – это постановочная съёмка. Её участники – школьники из Атнинского района, которые занимаются в драматическом кружке. Каждое воскресенье они посещают медресе, где знакомятся с основами ислама.
Выставочный зал «Манеж»
Выставка «Казань. Кинематограф. Из века в век», приуроченная к Году Российского кино, дает потрясающую возможность познакомиться с процессом создания фильмов и увидеть все этапы развития татарстанского кинематографа. Можно вообразить себя зрителем дореволюционных кинотеатров Казани или участником фестивальных кинопоказов.
Среди экспонатов сразу же привлекает внимание монтажный стол, который еще в 60-х годах использовался для монтажа пленочного материала. При съемке фильма расходовалось большое количество пленки. Звук при этом монтировался отдельно от видео. Чтобы соединить весь материал в одну пленку и использовался представленный в экспозиции монтажный стол.
Музей Пушечного двора
С 19 мая начнет свою работу выставка «Секреты мастеров Златоуста». Многие слышали о замечательном городе Златоуст и удивительных мастерах-оружейниках. Но чем они знамениты и почему их слава давно перешагнула границы России? Все ответы на вопросы таятся в самой выставке. Выставка демонстрирует «Златоустовский стиль», получивший мировую известность за двести лет его существования. В экспозиции представлено свыше 200 экспонатов художественной и исторической ценности из собраний Златоустовского городского краеведческого музея и предприятий – членов Гильдии мастеров-оружейников Златоуста.
Жемчужиной экспозиции, несомненно, являются детские доспехи, изготовленные для 12-летнего наследника-цесаревича, будущего императора Александра II, и признанные шедевром науки и техники. Выполненные по эскизам знаменитого златоустовского мастера И.Н.Бушуева, они демонстрируют все технические и художественные приемы, известные в Златоусте в первой половине XIX века.
Музей истории Благовещенского собора
В экспозиции Музея истории Благовещенского собора находится дубовый посох с полукруглой рукоятью для келейной молитвы, принадлежавший первому Архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию.
Владыка в юности был заточен по неправедному доносу в сырую яму на два года. В результате всю жизнь он страдал он болезни ног. В конце своего жизненного пути Владыка Гурий вставал на молитву, опираясь на этот посох.
На самом посохе высотой 1,5 метра остались следы позолоты, так как вероятнее всего, он был украшен росписями золотой краской. Посох Святителя Гурия является реликвией Русской Православной Церкви.
Еще два примечательных экспоната в музее - Казанская икона Божией Матери из Тетюш – редкий памятник православного ювелирного мастерства. В окладе иконы сочетаются два элемента, отличающие технику именно русской ювелирной школы начала ХХ века: полихромная перегородчатая эмаль и зернение серебра со сканью.
Кстати, на Пасхальный период, длящийся до конца мая, в экспозиции музея истории Благовещенского собора выставлены часть Пасхальный фарфоровых яиц из фондов музея-заповедника «Казанский Кремль». Традиция гостевания родственных семей на Светлую седмицу (неделю, следующую сразу после Пасхи) приобретает новый непременный элемент – дарения специально заказанных фарфоровых, либо выточенных из слоновой кости, либо деревянных расписанных глазурью и покрытых золотом яиц.
Благодарим за помощь в подготовке материала музей-заповедник "Казанский кремль".