Когда надевала татарский костюм одна из самых красивых женщин России княгиня Зинаида Юсупова, какую оду сочинил Державин в честь этой знаменитой семьи, стало известно на выставке «Юсуповы. Роскошь сквозь века» в центре «Эрмитаж-Казань». Это уже 19-я выставка центра, она подготовлена к 20-летию открытия в столице Татарстана первого в стране представительского центра Эрмитажа.
Татарские корни
Фамилия Юсупов чаще всего ассоциируется с Феликсом Юсуповым, участвовавшим в убийстве Григория Распутина в 1916 г. Но Юсуповы известны не только этим. Их семья на протяжении многих веков была одной из самых влиятельных в России. Так, князь Григорий Дмитриевич был среди ближайших советников Петра I. Князь Николай Борисович говорил на пяти языках, был советником и другом Екатерины II, а также Павла I, Александра I и Николая I. По богатству Юсуповы уступали только императорской семье Романовых. Они собрали уникальную коллекцию предметов искусства, равных которой не было в России. Часть этого собрания - более 400 предметов - привезли на выставку в Казань. Это западноевропейская и русская живопись, графика, скульптура и прикладное искусство - от античности до начала XX в.

Специально прибывший в Казань на открытие выставки генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что по истории семьи Юсуповых можно изучать историю страны. Юсуповы - потомки ордынской знати, создавшие часть элиты нового российского общества. Феликс и Ирина Юсуповы, уехав после революции 1917 г. за границу, открыли свой модный дом, тем самым создав за рубежом культуру европейской аристократической моды.

«Мы привозим не вещи, не кусочки Эрмитажа, мы привозим рассказ, историю, - подчеркнул Михаил Пиотровский. - Это выставка - рассказ о Юсуповых именно в этом месте [в Казани]. Может быть, в Москве, Санкт-Петербурге это будет другой рассказ».
Что же рассказывают вещи о татарских корнях знаменитой аристократической семьи? Основателями рода Юсуповых являлись сыновья ногайского хана Юсуфа, братья казанской царицы Сююмбике Иль-мурза и Ибрагим. Впервые из Эрмитажа на выставку в Казань привезли портрет Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем.
Потомки Иль-мурзы и Ибрагима-мурзы в конце XVII в. приняли христианство. Это событие легло в основу легенды - о проклятии рода за отречение от мусульманской веры. Согласно предречению, лишь одному ребёнку в семье удастся выжить и достичь зрелого возраста. Хотя это всего лишь предание, но складывалось так, что на протяжении веков все семейные богатства Юсуповых оставались сосредоточенными в одних руках, не дробясь между наследниками».
Род Юсуповых не прервался. В 2009 г. в Казань приезжала внучка Феликса Юсупова княгиня Ксения Юсупова-Сфири - потомок Сююмбике в 11-м поколении. Она хорошо говорит по-русски. Сказала, что, побывав в Казани, почувствовала себя татаркой. У Ксении Сфири есть дочь Татьяна.

Героиня оды Державина
На выставке много вещей, принадлежавших супруге Николая Борисовича Юсупова Татьяне Васильевне Юсуповой, урождённой Энгельгардт. Среди них коллекция резных камней, печатей, которыми она увлекалась. Это была своеобразная интеллектуальная игра. На полудрагоценных камнях сердоликах и халцедонах изображали эмблемы и девизы. Их дарили, обсуждали, разгадывали эмблемы.

Татьяна Васильевна была очень богатой дамой, племянницей Потемкина. Ей всяческие знаки милости и почета оказывала Екатерина II. Но в какой-то момент княгиня Татьяна Юсупова удалилась от света. Перестала посещать балы и приёмы. Она уединилась в своём дворце, сказав, что сама будет заниматься воспитанием детей. Это было очень не характерно для того времени. Поэтому уроженец Казанского края, поэт и первый министр юстиции России Гавриил Державин написал в честь неё оду «К матери, которая сама воспитывает детей своих».
Именно Татьяна Юсупова начала собирать знаменитую ювелирную коллекцию семьи, среди которой была и жемчужина «Пелегрина», принадлежавшая Филиппу Испанскому II, а ещё раньше, как гласит легенда, царице Клеопатре.

«Лучше потеряем «Пелегрину»
Свою знаменитую жемчужину Юсуповы смогли увезти после 1917 г. в Париж. Она хранилась в банковской ячейке. Когда во время Второй мировой войны в Париж вошли немцы, они согласились вернуть Феликсу Юсупову «Пелегрину», но поставили условие. Как пишет князь в своих воспоминаниях, он должен был стать агентом фашистов в высшем свете, поселиться с женой в специально снятом для него парижском особняке и приглашать туда тех гостей, каких укажут немцы.
«Ни моя жена, ни я ни за что не согласимся играть подобную роль, - ответил Феликс Юсупов. - Лучше уж мы потеряем нашу жемчужину, чем пойдём на такое».
Феликс Феликсович в своих мемуарах пишет, что только через три с половиной года после ухода немцев, жемчужина была ему наконец возвращена.
Как и большинство русских эмигрантов, Юсуповы не переставали следить за происходящим на своей родине. «Русский народ, поднявшийся как один человек, против захватчиков, изгнал их из страны», - писал Феликс о событиях Великой Отечественной войны.
Юсуповы оставались верны России. В эмиграции они очень сожалели о необходимости жить за границей. Феликс Юсупов писал, что, уезжая, они не могли себе представить, что и спустя 30 лет изгнанию не будет конца.

С косичкой и в тюбетейке
Мать Феликса Юсупова - Зинаида Николаевна Юсупова считалась самой красивой женщиной России. На выставке есть не только её портреты, но и фото в татарском наряде, который Зинаида Николаевна надела на один из балов 1883 г. Это был бал-маскарад, на который нужно было явиться в национальных костюмах. Зинаида Николаевна выбрала татарский костюм, потому что Юсуповы всегда помнили о своих татарских корнях.
В память об этом бале был создан веер с карикатурами. Зинаида Юсупова изображена там с косичкой и в тюбетейке.

«Она была не только умна, образованна и артистична, но и обладала необыкновенно добрым сердцем, - вспоминал о своей матери Феликс Юсупов. - «Чем больше Небо вам дало, - часто говорила она, - тем больше у вас обязательств перед людьми. Если имеете в чём-то превосходство, не показывайте этого тем, кто одарены, возможно, менее щедро».
Каркара и шинуазри
В коллекции Юсуповых много вещей, привезенных из стран Востока. Так, необычные серебряные кувшины с витыми горлышками связаны с событиями из жизни Николая Борисовича Юсупова-младшего.

«У него была романтическая и несколько скандальная история любви, которую обсуждала вся Европа. Он влюбился в свою двоюродную сестру, - пояснила Анна Виленская. - Такой брак разрешён быть не мог. Николай I запретил молодым людям общаться. Николая Борисовича отправили служить на Кавказ. За тот год, что он провел на Кавказе, покупал разные предметы, в частности, восточное оружие, необычные сосуды с витым горлышком, которые называются каркара. Когда вино наливалось и текло по этому витому горлышку, оно издавало такие звуки».

Бесспорным шедевром восточной коллекции куратор выставки назвала шкаф 1770-х годов в стиле шинуазри (европейская имитация китайского искусства) из собрания Николая Борисовича Юсупова-старшего. Этот шкаф сделан в Париже из разных сортов дерева с французской бронзой. А в виде боковых панелей и дверец использовались части разрезанной китайской ширмы.
Дом князя за 33 миллиона. В Крыму продают имение Юсупова
Дворец проклятых. Дети семьи Юсуповых не доживали до 26 лет
По следам прoклятого рода. О чем молчат призраки князей Юсуповых