Примерное время чтения: 3 минуты
166

О новом жанре литературы, «запертом» в гаджетах, сказали на «Аксёнов-фесте»

Казань, 21 сентября - АиФ-Казань.

На 16-м фестивале «Аксёнов-фест» в Казани поэт, прозаик, эссеист и радио-телеведущий Дмитрий Воденников рассказал о появлении нового жанра литературы, которого никогда раньше не было.

 

«Он появился благодаря телефонам и другим гаджетам - люди не пишут, а наговаривают сообщения, - поделился наблюдениями Дмитрий Воденников. - По большому счету это возвращение к изначальному звуку и слову. Первобытные люди ничего не писали - они говорили. Мы пишем голосовые письма, пусть они заперты в гаджетах, но они существуют. Это новый абсолютно жанр. Куда нас это приведёт, не знаю. Но было бы интересно проследить».

О голосовых письмах Дмитрий Воденников говорил в ходе дискуссии о возможности смерти больших, фундаментальных произведений - романов, повестей. Гостей фестиваля интересовало, произойдёт ли отказ от них в пользу коротких рассказов.  

Писатель, драматург, поэт Дмитрий Данилов считает, что пока ничто не предвещает смерти романа, о которой говорят уже 100 лет.

«На мой взгляд, людям по-прежнему интересны большие нарративы, - считает Дмитрий Данилов. - Это не нужно связывать с тем, что мы сейчас действительно погружены в сетевое общение - через мессенджеры, соцсети  обмениваемся короткими фразами с сокращениями, аббревиатурами. Но это совсем не значит, что люди не любят читать что-то большое.

Один сценарист объяснил мне, почему сериалы популярнее фильмов полного метра. Ты посмотрел фильм полного метра, погрузился в некий мир, но через два часа этот мир закончился, его больше нет. А хочется, чтобы он продолжался. А в сериале посмотрел одну серию, другую, сезон - ты к этому миру привык, он тебе интересен. «Симпсоны», например, (американский анимационный сериал в жанре ситуационной комедии. - Ред.)продолжаются уже лет 40… Так же и с романами».

 Дмитрий Воденников, напротив, заявил, что романы не любит:

«Это только кажется, что текст состоит из слов. Думаю, что текст создаётся воздухом. Помимо слов очень важна пауза, эта «воздушная» история...

Достаточно произнести одно имя - Чехов. Нам по большому счёту даже не нужен его прекрасный, как подвиг сделанный, «Остров Сахалин», хотя его надо прочитать. Нам даже не очень нужна его «Степь». Но какие чудесные рассказы, начиная от Чехонте (Антоша Чехонте - псевдоним Чехова, которым он подписывал свои ранние рассказы. - Ред.) и заканчивая уже зрелым Чеховым! «Скучная история» - одна из самых гениальных вещей, которые я знаю. Ты идёшь по этому лабиринту, герои меняются, а интонация остаётся, печаль остаётся, и жизнь остаётся. Ты закрываешь книгу и понимаешь ,что можешь вернуться в любую из этих дверей…Поэтому я как раз сторонник не очень большого текста.

Очень люблю эссе. Это немного разбойничий жанр, немножко бастард. Эссе никогда не может быть длинным, мысль развивается странно... Но эссе всегда свободно.  Оно заканчивается только тогда, когда оно должно закончиться. Там тоже невозможно сделать никакого авторского произвола. Это текст о том, чего вы не видите, когда смотрите только в одну сторону».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах