Аргументы и Факты
kazan.aif.ru
16+
Казань
Аргументы и Факты
kazan.aif.ru
16+
Казань
Примерное время чтения: 8 минут
203

«Медаль» от Цыплаковой, Онегин, мигранты. В Казани открылся «Алтын Минбар»

Призы киноконкурса - статуэтки в виде башни Сююмбике - символа красоты, традиций Казани.
Призы киноконкурса - статуэтки в виде башни Сююмбике - символа красоты, традиций Казани. / Ольга Любимова / АиФ

Какие фильмы о Великой Отечественной войне сняли к 80-летию Победы за рубежом, что волнует сегодня народ разных стран, стало известно на открытии XXI Казанского международного кинофестиваля «Алтын Минбар».

«Понимаю и принимаю»

У стартовавшего в 21-й раз в Казани Международного кинофестиваля «Алтын Минбар» сразу несколько поводов стать особенным.

Впервые церемония открытия фестиваля прошла в новом здании театра Камала.
Впервые церемония открытия фестиваля состоялась в новом здании театра Камала. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Кинофорум проходит в преддверии года, когда Казань будет носить статус Культурной столицей исламского мира, напомнила министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. Такое решение было принято в Джидде на XIII конференции министров культуры стран Организации исламского сотрудничества (ОИС).

Впервые церемония открытия фестиваля прошла в новом здании театра Камала. Оно построено по международным стандартам и тоже связано с кино. В новом театре есть универсальный зал, где можно снимать кинокартины.

Жюри 21-го кинофестиваля возглавляет звукорежиссёр из Индии, обладатель премии «Оскар» за лучшее сведение звука Ресул Пукутти. Приезд на «Алтын Минбар» - его первый визит в Россию.

Ресул Пукутти приехал в Россию со своей супругой.
Ресул Пукутти приехал в Россию со своей супругой. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Ресул Пукутти видит много общего между культурами России и Индии. В культуре Индии также много исламского наследия. Исламское влияние в Индии ощутимо в архитектуре, в музыке, даже в одежде.

Говоря о представленных на фестивале фильмах, председатель жюри заметил, что они открывают новую культуру.

«Я понимаю и принимаю её, - подчеркнул Ресул Пукутти. - Для меня в киноискусстве в первую очередь важен гуманизм».

Близко к сердцу

Фильмом открытия стала татарстанская картина «В мае 44-го» режиссёра Александра Далматова. Она снята по повести татарского писателя Нурихана Фаттаха о событиях Великой Отечественной войны. Маму главной героини в этом фильме сыграла народная артистка Татарстана Зульфира Зарипова.

«Мне было несложно работать, потому что наши родители пережили войну. По их рассказам я знала, как жили в это время люди, - рассказала «АиФ - Казань» Зульфира Зарипова. - Я с детства принимала все эти события близко к сердцу. Играя в фильме, вспоминала свою маму, соседей».

«В мае 44-го» не единственная кинокартина о войне в программе 21-го фестиваля. В секции «Полнометражные игровые фильмы» представлены «Оплот стойкости» (Черногория, 2024 г.), «Эвакуация» (Казахстан, 2025 г.), «Чёрный лес» (Россия - Германия, 2024 г.). «Оплот стойкости» рассказывает, как албанская семья спасает от нацистов сербского мальчика. «Эвакуация» описывает судьбы простых людей, ехавших во время войны на восток. Снятая с участием Татарстана картина «Чёрный лес» посвящена истории подвига Мусы Джалиля. 

елена Цыплакова на кинофестивале в Казани.
Елена Цыплакова на кинофестивале в Казани. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

О событиях СВО рассказывает российский художественный фильм «Тимур и его команда», показ которого состоится в рамках фестиваля. Действие картины происходит в наши дни, в прифронтовой зоне. Бабушку Тимура играет народная артистка России Елена Цыплакова. На открытии кинофестиваля в Казани актриса прочитала стихотворение Ольги Ожгибесовой «Медаль». Это письмо с фронта сына матери. Он вспоминает своего деда, воевавшего в Великую Отечественную, и говорит, что будет рассказывать своему внуку про Мариуполь.

Пушкин, мигранты, одиночество

В год 226-летия Александра Пушкина в программу фестиваля включили фильм «Отель «Онегин». Певицу там играет оперная дива Любовь Казарновская.

Любовь Казарновская с супругом - продюсером из Австрии.
Любовь Казарновская с супругом - продюсером из Австрии. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

«Очень интересное авторское кино а-ля Феллини, Тим Бёртон, снято с элементами анимации, - описывает картину Любовь Казарновская. - Этот фильм прекрасно был принят Московском кинофестивале и взрослой публикой и детьми, прогастролировал по международным фестивалям в Болгарии, Румынии, в Китае».

Певица напомнила, что была первой Татьяной на Первом Шаляпинском оперном фестивале в Казани в 1982 г. И ей очень приятно представлять «Отель «Онегин» в Казани, с которой начался её путь в большое онегинское путешествие.

Всего на кинофестиваль в этом году поступило 845 заявок из 67 стран. В конкурсную программу вошли 54 фильма из 22 стран - России, Черногории, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Марокко, Индии, Узбекистана, Малайзии, Китая, Сирии, Ирака, Ирана, Германии, Египта, Саудовской Аравии, Турции, Бангладеш, Кении, Нидерландов, Туниса, Беларуси.

По наблюдениям члена отборочной комиссии, доктора философии и искусствоведения, киноведа Светланы Слапке, в этом году картины отражают множество социальных проблем, конфликтов. Так, в секцию «Короткометражные игровые фильмы», внеконкурсную программу «Тюркский мир» вошли картины о проблемах мигрантов («Без гражданства», Иран, 2024 г.), о человеческом одиночестве («Мори», Турция, 2024 г., «Мать урожая», Кыргызстан, 2024 г.).

Что с татарстанским кино?

Татарстанские картины есть не только в Национальном конкурсе. В секцию «Документальные фильмы» вошёл «Казанский шов» (2025 г.) о прошлом, настоящем и будущем традиционного ремесла татар. В секции «Анимационные фильмы» представлена картина «Сквозь ресницы» (2025 г.)

Председатель отборочной комиссии «Алтын Минбар», директор Нового института культурологии, кандидат исторических наук, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК Нина Кочеляева считает, что татарстанское кино находится в стадии роста, набора количества и качества фильмов.

«Очень приятно, что сейчас татарстанское кино может конкурировать и принимать участие в международных конкурсах. Пять лет назад это было достаточно редкое явление, - отметила

председатель отборочной комиссии «Алтын Минбар». - В Москве публика с восторгом принимала фильм «Дочки-матери» (создан режиссёрами Юлией Захаровой, Иреком Хафизовым. - Авт.)».

Нина Кочеляева пожелала татарстанскому кинематографу не оставаться в рамках своей республики, своей культуры, преодолеть границы Татарстана, выходить на универсальные темы, сюжеты, которые будут созвучны всему человечеству. Тогда больше шансов прорваться в большой мир, на фестивали мирового масштаба.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах