Республика Татарстан может стать первым в России регионом, где аккуратных водителей будут поощрять существенными скидками на оплату проезда по платным магистралям. С такой идеей выступил главный государственный автоинспетор Татарстана, полковник полиции Рустем Гарипов.
Примечательно, что начальник республиканского УГИБДД предлагает определять дисциплинированных водителей по средней скорости движения по магистрали. И предложение Гарипова выступает антиподом другой инициативе, которую в последние недели активно лоббирует Минтранс РФ — как раз-таки наоборот, штрафовать водителей, превысивших среднюю скорость движения между камерами и присылая им за это штрафы.

Нарушение без места и времени
О том, что в недрах Минтранса снова поднимается вопрос о наказании водителей за превышение средней скорости движения на участке трассы, рассказал главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. Идея «экзекуции» проста: ставим две замаскированные камеры-треноги на определённом расстоянии на трассе (скажем, 30 километров от одной до другой), вычисляем, с какой разрешённой скоростью можно проехать этот участок, с учётом всех ограничений (причём не обязательно обозначенных соответствующими знаками. В населённом пункте ограничение априори 60 км/ч — и водителя специально предупреждать об этом не нужно.) Получается, предположим, средняя допустимая скорость на этом участке — 70 километров в час. Камера фиксирует время, когда авто въезжает на участок и время, когда выезжает. Если автомобиль проехал участок за 25 минут и 71 секунду — то он уложился в среднюю скорость. Если проехал быстрее, допустим, за 21 минуту — то он превысил среднюю скорость и получит соответствующий штраф — 750 рублей.
Нужно отметить, что штрафы «по средней» в России уже вводили в 2013 году. Однако Верховный суд признал такую норму не соответствующей действующему законодательству после жалобы автовладельца из Смоленской области. Тому пришёл штраф за то, что он якобы нарушил скоростной режим на участке в 70 км. Коллегия судей, изучив документы, пришла к выводу: водитель мог проехать данный участок по другим дорогам, в том числе грунтовым, сократив расстояние. И самое главное: по нынешним нормативам, всякое правонарушение должно иметь точное время и место, где оно совершено. Нельзя наказать водителя за то, что он «водитель нарушил скорость где-то от Владивостока до Санкт-Петербурга, в период времени с 1 января по 31 декабря».
Однако Минтранс не оставляет попытки ввести в КоАП РФ норму о средней скорости и тем самым полностью легализовать такие штрафы.
Метод кнута и пряника
А вот предложение полковника Гарипова не наказывать нарушителей, а поощрять тех, кто едет по правилам, закону не противоречит. Тем более, что современные платные трассы в Татарстане, такие, как М-12, Алексеевское-Альметьевск или Вознесенский тракт уже оборудованы системами безбарьерного проезда, то есть там камеры автоматически считывают номера машин и выставляют счёт владельцам. Рассчитать среднюю скорость движения между участками трасс очень просто. И скидка в 10-15% за проезд без нарушений определённо станет куда большим стимулом не «давить тапку», а придерживаться разумного скоростного режима. Тем более, что на магистралях он весьма высок: 130 и даже 150 километров в час.

Примут ли к сведению идеи татарстанских инспекторов дорожного движения по всей России — пока вопрос. Однако нужно отметить: на федеральном уровне всерьёз активизировалась тема упорядочивания работы систем контроля видеофиксации нарушений ПДД.
Так, недавно группа депутатов Государственной думы во главе с вице-спикером Вячеславом Даванковым выступила с инициативой и вовсе запретить установку мобильных камер-«треног» на автотрассах. Якобы они нервируют водителей, провоцируют их резко тормозить, что создаёт дополнительные стрессы и аварийные ситуации, а самое главное — есть множество вопросов с правильностью и законностью их установки. Не секрет, что камеры нередко ставят не там, где они действительно нужны, чтобы снижать аварийность, а там, где можно больше всего «нарубить» штрафов.
Плюс опытные «камерамэны» — операторы треног — хорошо знаю, как воспользоваться рельефом местности, чтобы прибор показывал не совсем верные результаты и в итоге штрафы получали даже те водители, кто скорость не превышал.
Даванков считает, что всё это приводит к росту недоверия и протестам водителей, нередки случаи агрессивного поведения, когда люди ломали треноги и даже нападали на их операторов. Запрет мобильных комплексов, полная замена из стационарными камерами на опорах и эстакадах исключительно в местах с повышенной аварийностью давно назрела, полагает депутатская группа.
Вполне возможно, что идея не только штрафовать, но и поощрять рублём тех, кто правила не нарушает, может стать частью будущего нового закона, который так ждут автомобилисты.