«Национальный совет такси» (НСТ) обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить законность ценовой политики крупнейшего российского автопроизводителя «АвтоВАЗа» в отношении моделей Lada Granta и Lada Vesta, которые активно используются в таксомоторных перевозках. Об этом сообщается в письме ассоциации, направленном в ФАС 18 февраля. Документ подписан исполнительным директором НСТ Наталией Лозинской и подтвержден представителем организации, сообщает издание «Ведомости».
В пресс-службе ФАС заявили, что обращение уже находится на рассмотрении. В НСТ подчеркивают, что доля автомобилей Lada в таксопарках страны превышает 50% от общего ежегодного притока машин. Это, по оценкам ассоциации, создает финансовую зависимость перевозчиков от одного производителя и ставит под угрозу устойчивость отрасли.
Цены на Lada росли быстрее рынка
Согласно данным Аналитического центра при правительстве, за период с 2021 по 2023 год цены на Lada Granta увеличились в 1,6 раза, а на Lada Vesta – в 1,8 раза. При этом средняя стоимость автомобилей эконом-класса в России за тот же период выросла всего на 28%.
«Бесконтрольное повышение цен не имеет экономического обоснования и наносит ущерб таксомоторной отрасли», – заявила Лозинская. Она также отметила, что такие действия «АвтоВАЗа» приводят к убыткам п-еревозчиков, закрытию малых и средних таксопарков и сокращению рынка пассажирских перевозок.
В «АвтоВАЗе» заявили, что не знакомы с текстом жалобы. В НСТ также выразили обеспокоенность в связи с законодательной инициативой, которая может усилить позиции «АвтоВАЗа» на рынке таксомоторных перевозок. Речь идет о законопроекте, предполагающем установление требований по уровню локализации автомобилей для такси. Документ, внесенный в Госдуму в январе 2024 года, уже вызвал критику со стороны бизнеса и общественных объединений.
Эксперты считают, что принятие этого законопроекта приведет к монополизации рынка и ухудшению качества автомобилей.
В Минпромторге заверили, что ведомство контролирует ценовую политику автопроизводителей и поддерживает программы льготного автолизинга для обновления парков такси. Однако перевозчики продолжают жаловаться на высокие цены и длительные сроки окупаемости автомобилей, что ставит под угрозу развитие отрасли.