Еще недавно, несмотря на госсубсидии, татарстанцы не спешили массово ездить на голубом топливе. По данным Счётной палаты РТ, за 2016 год и 9 месяцев 2017 года в рамках госпрограммы около 1,3 тысячи транспортных средств было переоборудовано на газомоторное топливо при плане в 1,5 тыс. Не было бы счастья, да несчастье помогло! После повышения цен на бензин возрос интерес к газовому топливу. Правда, установка газобаллонного оборудования (ГБО) и сам газ теперь тоже подорожали.
В конце мая день в день с бензином повысилась цена и на пропан-бутан - с 18 до 20,5 руб. на 1 кубометр. С 1 июня на 50 коп. выросла цена метана. Рост спроса на голубое топливо, газобаллонное оборудование (ГБО) заметили все участники рынка: от оптовых поставщиков газомоторного топлива вплоть до операторов техосмотра.
«ГБО подорожало ещё в конце апреля, - говорит исполнительный директор компании «МАКСГАЗ-Казань» Эдуард Куприянов. - Но не в связи с ростом цен на бензин, а из-за падения курса рубля. Ведь оборудование в основном импортное, и цена пересчитывается по курсу евро.
Стоимость установки ГБО зависит, например, от того, какой двигатель у автомобиля. Так, на машину с бензиновым 4-цилиндровым двигателем с распределённым впрыском установка обойдётся в 26,5 тыс. руб.». По словам Эдуарда Куприянова, ещё одним стимулом для роста числа зарегистрированных в ГИБДД «газовых» автомобилей стал чемпионат мира по футболу.
В преддверии мундиаля регистрировать переоборудование начали те, кто установил ГБО, а процесс оформления отложил на потом. В связи с возросшим числом проверок на дорогах и выписанных штрафов автовладельцы с ранее установленным ГБО поехали его регистрировать.Похоже, в свете роста цен на бензин газомоторное топливо будет продолжать дорожать. «Но всё же ценовое соотношение между жидким горючим и газом (последний в два раза дешевле) сохранится, - считает председатель правления Союза операторов технического осмотра РТ Марат Ярмиев. - Ведь себестоимость добычи газа ниже, чем себестоимость добычи нефти».
Тем временем некоторые оптовики уже жалуются на дефицит газа на рынке. «Заводы прежде всего обслуживают тех, кто работает с ними по централизованным договорам, - говорит главный инженер компании «Автогаз» Камиль Валиев. - А мы доставляем топливо на своих газовозах. Это позволяет не повышать цены. Но случаются перебои: с трудом удаётся выбить газ на два-три дня, а потом - пустота».
Комментарий эксперта
Заместитель директора филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» в Казани Александр Карпов:
Изменение цены на метан с 1 июня связано с ростом тарифов естественных монополий. Тем не менее, стоимость природного газа в Татарстане остается самой экономически привлекательной – 14 рублей за 1 кубометр, который эквивалентен 1 литру нефтяного вида топлива. Для сравнения: стоимость заправки легкового автомобиля с газовым баллоном объемом 90 л, вмещающим 20 кубом природного газа, обойдется в 280 рублей. Такой же объем самого дешевого 92-го бензина – в 840 рублей. Разница в три раза!
В текущем году в Татарстане не планируется изменение стоимости природного газа как автомобильного топлива. В сложившейся ситуации на топливном рынке мы ожидаем увеличение интереса к этому виду топлива со стороны владельцев коммерческих автопарков, так как благодаря большому пробегу коммерческой техники, затраты по переходу на природный газ окупаются за полгода эксплуатации. У частных автовладельцев есть возможность перейти на газ в рамках республиканской программы субсидирования.