Пловец из Бугульмы Александр Красных: «В России у меня конкурентов нет»

21 летний спортсмен Александр Красных привез в Татарстан сразу три медали с чемпионата мира по плаванию на короткой воде в Канаде: золото в эстафете 4х200 м, серебро на 400 м и бронзу на 200 м. В интервью «АиФ-Казань» он рассказал о самых главных событиях года. Ведь он впервые принял участие в Олимпиаде, а своим выступлением на чемпионате мира в Торонто уже вписал свое имя в историю татарстанского спорта как первый чемпион по плаванию.

   
   
Полный комплект с чемпионата мира. Фото: личный архив/ Александр Красных

Успехи Александра Красных - это не только медали в копилку сборной России. В бугульминской школе, в которой учился чемпион мира, уже достроили бассейн; ведётся работа по восстановлению бассейна в спорткомплексе «Юность», в котором долгое время занимался Красных «Я никогда не задумывался о том, что я своим примером вот так возрождаю Плавание в Татарстане. На самом деле, приятно, что не только для меня люди что-то делает, но и я могу что-что сделать для них», - говорит спортсмен.

Олимпиада – это грабежи и трупы в кустах

«АиФ-Казань», Артур Мухин: Александр, кажется, Олимпийские игры были давным-давно. Это был праздник спорта или…

Александр Красных: Эх, если бы по организации его действительно можно было назвать праздником... То, что мы увидели в Бразилии, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Олимпиада, да, это круто, но праздника как такового не было и я не могу сказать, что я остался доволен тем, что было в Рио.

Александр Красных впервые поехал на Олимпиаду. Фото: rio2016.com

- Чувствовал ли ты себя в опасности в Рио?

- Да, мы старались не выходить из олимпийской деревни, а если и выходили, то было страшновато, потому что и грабят, и воруют. Ребята видели, рассказывали: лежит тело в кустах, лицо накрыто платочком... Видимо, не успели убрать.

- Это было повсеместно?

   
   

- Очень похоже на это. Говорят, и в воде были трупы, и мусора очень много. Это отдельная история. В своё время в нашем городе (Александр родом из Бугульмы. – Прим. ред) был очень грязный водоём, его даже болотом прозвали, и то даже он был чище! Даже смотреть противно на такую воду: ладно тина, но вот бутылки, склянки, банки. Если бы я организовывал Олимпиаду, я бы такого не допустил.

- Помню, как в бассейнах для прыгунов в воду позеленела вода. У вас в этом смысле все было нормально?

- Да, бассейны были хорошие. Единственное, вечерами было прохладно. Вода очень важна во время тренировок, но я не могу сказать, что на старте в бразильских бассейнах она была какая-то не такая. Есть медленные бассейны, есть быстрые, а олимпийский представлял собой что-то среднее: не было такого, что ты «летишь», но и за плавки никто не держал.

- Ты попал в финал Олимпиады. Можешь считать это успехом?

- Результатами доволен, хотя тоже были погрешности, в том числе технические, да и выступал я немного приболевшим. Само время, показанное в полуфинале, было хорошим, да. В финале, к сожалению, показать такой результат мне не удалось. До сих пор не могу дать точную оценку, почему так произошло: больше всего мне кажется, что были проблемы с касанием, когда я не дотянулся и не пробил щит. Провалов как таковых на дистанции не было.

Вообще, Олимпиада - это место, где нужно завоевывать именно медали, а результат второстепенен.

- Какой эта Олимпиада останется в твоей памяти?

- Прошла и слава Богу. Для меня любой старт - достаточно тяжелое испытание с моральной и эмоциональной точек зрения, а в последние дни хотелось как можно скорее вернуться домой. Я бы приехал посмотреть на то, как здесь живут люди, но не во время Игр.

Где конкуренция?

- Вернёмся в Россию. Тебе действительно нет равных на 200 и 400 м во всей стране?

- К сожалению, на данный момент в России такая тенденция преобладает. Хотелось бы конкуренции, но пока её нет. Думаю, юноши скоро подрастут, а  пока ясную картину показывают чемпионаты России, что длинные, что короткие, итоговые протоколы. Честно, я не помню, чтобы кто-то из молодых что-то показал. С другой стороны, я и сам только в 20 начал что-то серьёзное демонстрировать.

Александр на чемпионате мира по водным видам спорта в Казани (2015 год).  Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметов

- Неужели совсем никого нет?!

- Есть ребята, конечно: с нами на чемпионат мира пробился Миша Вековищев, парень 1998 года, грубо говоря, вчера «выпал» из юниорки, но уже показывает достойные результаты. Время покажет, но хотелось бы, что ребята были,  чтобы была конкуренции, особенно на 200 метров, чтобы собирать эстафету. Все-таки 4х200 - это эстафета нации, но случаи, когда за страну выступают 4 спортсмена, которые хорошо плывут 200-метровку- это редкость.

- Сборная России показала лучший в истории результат выступления на чемпионате мира. В чем секрет, почему в этот раз все так срослось?

- По большому счёту, в плане подхода к тренировкам ничего особенно не изменилось. Можно сказать, что мало кто из известных пловцов приехал в Канаду, но это не совсем так: Пак Тхэ Хван из Южной Кореи, Чад ле Кло (ЮАР), японец Дайя Сэто - все они призеры и победители олимпийских игр разных лет, именитые ребята. Вообще, соревнования - это здесь и сейчас, если выиграл, значит выиграл.

- Тебе больше нравится 200-метровка, но там была «бронза», в то время как на 400 ты взял «серебро».

- Так уж вышло, что на 400, видимо, соперники не были до конца готовы или у них что-то пошло не так, потому что финишировали мы, по сути, только вдвоём, а отрыв от третьего места был около двух секунд.

- А эстафета, где ты показал абсолютно лучшее время всего заплыва, здесь-то как удалось?

- Я не могу дать точную оценку: я сделал все от меня зависящее, чтобы команда показала хороший результат. Старался вывести сборную именно на первое место, к счастью, у меня это вышло. На самом деле, это долгожданная победа. Я плыл последний этап, а ребята, которые шли до меня, сделали так, что отрыв был не очень большим и за 100 метров мне удалось догнать. Это лучшее время, которое я показывал в карьере.

- В чем особенность короткого бассейна? 

- В первую очередь, технические моменты. Очень многое зависит от старта, поворота и выхода. Соответственно, и время прохождения дистанции уменьшается: когда ты делаешь толчок от стены, ты преодолеваешь большее расстояние. Если сравнивать 200-метровку: Олимпиаду выиграли со временем 1:44.6, а чемпионат мира - 1:41.0, это целых 3 секунды разницы.

- Какие трудности может испытать спортсмен при переходе из длинного бассейна в короткий?

- Есть такие спортсмены, которые вообще могут плыть только в чем-то одном - либо «четвертак» (25-м бассейн), либо «полтинник» (50 м). Есть универсалы, у которых удаётся показывать результат и там, и там. Таковых на самом деле мало. Я? Посмотрим через два года на «коротком» мире. В Канаде мы плавали в бассейне, который установлен на хоккейной площадке.

- Буквально за полгода ты побывал на двух американских континентах. Про Рио мы наслышаны, расскажи про Канаду.

- Перед стартом чемпионата мира мы провели тренировочный сбор в Торонто. Мегаполис, и поначалу он впечатлил: все эти высотки, офисные здания, большие машины - такой маленький Нью-Йорк, все то, что нас научили любить. Но когда ты смотришь на всю эту красоту иначе, когда идёшь и видишь, как бомжи спят прямо посередине улицы, это наталкивает на мысли о том, что что-то здесь не так.

Город показался мне мертвым, несмотря на то, что он весь двухэтажный: частные дома, у каждого по машине - прямо американская мечта. Но я все-таки увидел там не что-то хорошее из американских фильмов, а скорее из «Брата 2»: что-то серое, агрессивное.

- Значит, в Торонто ты бы жить не стал?

Нет, ни за что. Я патриот и на данный момент меня целиком и полностью устраивает Россия.

В Торонто я бы жить не стал, говорит спортсмен. Фото: личный архив/ Александр Красных

- Есть примеры, когда российские спортсмены уезжали тренироваться в США...

- Я бы съездил посмотреть, попробовать, но не сейчас. Увидеть систему изнутри мне интересно, что там да как и почему. Я вижу, как это устроено у нас, хотелось бы сравнить.

- У канадцев при виде русских возникает ассоциация...

- Хоккей! Да, все, кто видел, что мы из России, спрашивали нас: вы хоккеисты? Мы их, конечно, немного разочаровывали своими ответами. Я и сам люблю посмотреть на хоккей, мы даже хотели сходить на матч, но в то время, пока мы были в городе, местная команда играла на выезде. Краем глаза увидели баскетбол - там прямо на улице у комплекса висит огромный экран.

- Спортивные арены в Северной Америке, по крайней мере, по телевизору, создают эффект какой-то своей величественности. Что тебе удалось разглядеть в них.

- Ну вообще, мы плавали в бассейне, который был установлен на хоккейной площадке. К примеру, пока у нас шёл чемпионат мира, буквально на соседнем корте проходили тренировки хоккеистов и фигуристов. Изнутри эти здания - как типичные американские школы: длинные коридоры, стеллажи с кубками и медалями.

О тренере, допинге и политике

- С чем ты можешь связать свой рывок в 2016 году - год то выдался урожайным на победы?

- Не знаю, может быть возраст подходит такой. Именно возраст организма, когда начинает появляться какая-то внутренняя сила. 21 год - это же как раз повторное взросление, когда юноша физически превращается в мужчину.

Александр ждет на дорожке конкурентов. Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметов

- Как сохранить такое состояние на протяжении следующих лет?

- Это работа тренера, я, как спортсмен, делаю то, что он говорит. Сейчас я тренируюсь под руководством Сергея Юрьевича Тарасова. С ним я работаю с января 2014 года, у него плавали Андрей Капралов, Саша Сухоруков, Слава Андрусенко, теперь вот и я присоединился. Сергей Юрьевич – ведущий тренер среднего кроля в России, который работает с мэтрами российского плавания.

Когда я переходил из юниорки во взрослое плавание, меня определили в бригаду к Тарасову и после нескольких сборов с ним я отобрался на чемпионат Европы в Берлине. После этого мы начали работать с ним более плотно. Я понимал, что теперь уже от него никуда не уйду, он полностью устраивает меня не просто как тренер, но и как человек, приятно с ним работать. Хороший тренер - это человек, который видит и чувствует своего спортсмена целиком. Он знает, когда что-то нужно убрать, что-то добавить, что нужно изменить и так далее. Он никогда не кричит. За эти почти уже три года я ни разу не слышал, чтобы он повышал голос. Он очень спокойный человек, который от нас и лишнего не требует. Бывают же тренеры, которые удавятся, но не отпустят там сходить развеяться в город или ещё что-то. В этом смысле для Сергея Юрьевича главное, чтобы пришли на тренировку и отработали. 

На самом деле, это достаточно сложная работа, которая в нашей стране оплачивается не так сильно, как хотелось бы. Хотя я считаю, для подъема российского спорта, это было бы очень важно.

- То есть никаких жестких ограничений он вам не выставляет. Как думаешь, такая свобода действий на руку спортсмену?

- Когда предоставляется такая свобода действий, ты начинаешь задумываться, а что тебе действительно нужно: шататься по клубам или показывать результат? Более жёсткий подход, мне кажется, правильнее применять по отношению к юниорам - это ребята, которые не совсем осознают, к чему идут. Что касается нас, то все мы - профессионалы, мы понимаем, что от нас требуется, видим конечную цель, ради которой мы тренируемся. Зачем «вставлять себе плавки в колеса»?

- Твои успехи на родине оценили?

- Да, конечно. Родные, близкие, друзья - все писали и поздравляли. Прочитал в СМИ, что меня поздравляли и Президент Татарстана Рустам Минниханов, и министр спорта, и президент нашей Федерации плавания, и мэр Бугульмы... Это на самом деле очень здорово и я был приятно удивлён, когда прочитал поздравление Рустама Нургалиевича.

- На Олимпиаду ехали под прессом допингового скандала и сейчас тема не закрыта.

- Когда мы прилетели в Рио, было ощущение, вроде «фух, все прошло». Я вот смотрел на Володю Морозова, на Никиту Лобинцева, которых донимали этими скандалами. Ребятам сказали, что они допущены, только в тот момент, когда мы сходили с самолета в Бразилии. Обидно было после Олимпиады читать, что начали лишать медалей за прошлые игры - за 2008-й год, например. Это же с ума сойти можно! Кому то же приспичило достать пробу, провести анализ...

- Как ты считаешь, это все политика против нашей страны или нас действительно есть, за что ругать?

- К России в принципе отношение не самое хорошее, да и мне кажется, что вообще никогда особо тёплым к нам не было. Я думаю, это очередной виток давления на страну: санкции, подскочивший курс, сейчас вот спорт. Что будет дальше? Мне кажется, что это временно. Если нет, то привыкнем и к этому. Спорт - это политика. Где-то прочитал хорошую мысль, что спорт - это условная война. С этим можно согласиться 

Смотрите также: