В кругу семьи и без алкоголя. Как татары отмечают Новый год?

Садыков Данил / АиФ

С наступлением декабря в каждом доме зажигаются огоньки ожидания праздника. Для кого-то Новый год — это шумный семейный ужин, для других — время загадать желание под бой курантов. А как этот праздник отмечают татары, чей уклад на протяжении веков формировался под влиянием ислама и древних тюркских традиций?

   
   

Подробности - в материале «АиФ-Казань».

Откуда пришел праздник?

В Татарстане Новый год — это сплетение старинных обрядов, советского наследия и современных веяний. В его праздновании можно найти элементы древнего Нардугана, теплые семейные встречи, вдохновленные мусульманскими традициями, и даже появление своего Деда Мороза — Кыш-бабая.

Новый год, каким его знают сегодня, стал частью татарской культуры относительно недавно. До конца XIX века татары следовали лунному календарю, и праздников, соответствующих началу нового года, у них не было. Главными религиозными датами оставались Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Татарская интерпретация Деда Мороза и Снегурочки. Фото: АиФ/ Садыков Данил

Светская версия Нового года начала проникать в татарскую среду в начале XX века, во многом благодаря интеллигенции. Величайший татарский поэт Габдулла Тукай, которого называют «татарским Пушкиным», ввел в свои детские стихи образ Ак Бабая — старика, оставляющего детям подарки зимой. Этот персонаж стал прообразом татарского Деда Мороза или Кыш-бабая.

В 1913 году в Казани провели первую «новогоднюю елку» для детей. Она была приурочена к Мавлиду (дню рождения пророка Мухаммада) но внешне напоминала рождественские традиции. Позже советская власть способствовала популяризации Нового года как общенародного праздника для единения общества.

   
   

До прихода европейского календаря у татар существовали свои зимние торжества. Один из них — Нардуган (праздник солнцеворота). В этот день устраивали народные гулянья, водили хороводы, готовили угощения, а дети ходили по домам, собирая подарки.

Еще один важный праздник — Навруз, отмечаемый в конце марта. Хотя он считается весенним, в татарской культуре его часто воспринимают как символ нового года. К слову, в наши дни данный праздник отмечается также активно, как и другие.

Современные традиции

Для татар Новый год — это, прежде всего, семейный праздник. Вечером за большим столом собираются родственники, а ближе к полуночи люди выходят гулять, поздравлять соседей, а иногда устраивают небольшие народные гуляния.

Стол на татарский Новый год отличается изобилием национальных блюд. Главным украшением являются чак-чак, губадия и эчпочмаки. К празднику хозяйки также готовят баурсак, мясные пироги и домашние сладости.

Новогодний стол у татар отличается от тех, к которым мы привыкли. Фото: АиФ/ Садыков Данил

Алкоголь на татарском столе встречается редко. Ислам запрещает употребление спиртного, и все больше семей стараются соблюдать этот запрет. С недавних пор безалкогольный праздник стал нормой для многих татар.

Ислам и Новый год

Многие татары-мусульмане смотрят на Новый год сквозь призму своей веры. Ислам предписывает соблюдать только два основных праздника: Ураза-байрам (окончание Рамадана) и Курбан-байрам (День жертвоприношения).

Тем не менее, большинство мусульманских семей не видят противоречий в светских торжествах, если они не нарушают религиозные каноны. Новогодние празднования проходят без алкоголя, а акцент делается на общении, добрых пожеланиях и единстве.

«Если люди хотят праздновать — пусть радуются», — отмечают некоторые религиозные лидеры. Новый год не имеет сакрального значения для татар-мусульман, но стал возможностью объединиться с семьей, вспомнить традиции и просто провести время в кругу близких. Тем более, многие из них исходят от хадиса пророка Мухаммада, гласящего следующее: «Воистину, дела оцениваются только по намерениям. И каждому человеку воздастся в соответствии с намерением».

Новый год в татарской культуре — это пример того, как разные традиции могут гармонично сосуществовать, сохраняя уникальность каждого народа. Для одних он остается просто светским торжеством, для других — поводом вспомнить о корнях и национальных обычаях. Главное, чтобы праздник приносил радость и объединял людей, а не становился яблоком раздора.