Разгул победителей. Как 100 лет назад в Казани решалась судьба России

Части Красной армии в Казани в 1918 году © / Архивная служба РТ

Почему можно считать, что 100 лет назад в Казанском крае решалась судьба всей России, по просьбе «АиФ-Казань» рассказывает профессор, доктор исторических наук Алексей Литвин.  

   
   

Участники Гражданской войны

Выборы в Учредительное собрание - первые демократические выборы в стране - прошли в ноябре 1917 года. Они проводились для установления формы правления в стране. Большевики на этих выборах получили  23%, а эсеры – 42% голосов, то есть власть должна была перейти к эсерам. Но Ленина это не устраивало. И созванное пятого января 1918 года Учредительное собрание разогнали в тот же день. Депутаты – за исключением меньшевиков и левых эсеров – не хотели с этим мириться. Восьмого июня 1918 года они создали в Самаре Комитет Учредительного собрания (КОМУЧ). Фактически избранные в ходе выборов в Учредительное собрание депутаты воевали против большевиков, захвативших власть вооружённым путём.

К Народной армии КОМУЧа, которой командовал полковник Владимир Каппель, присоединились чехословацкие легионеры, попавшие в плен в Первую мировую войну. Они собирались уехать из России, чтобы воевать за свободную от Австрии Чехословакию.

Генерал-лейтенант В.О. Каппель. Зима 1919 года Фото: Commons.wikimedia.org

Легионерам удалось добраться до Пензы. Чтобы ехать дальше, чехословаки должны были сдать оружие. Такое условие поставил им народный комиссар по военным и морским делам (наркомвоенмор) Лев Троцкий. Но легионеры оружие сдавать отказались и обернули его против Советской власти. Чехословаки объединились с комучевцами, так как идеи социал-демократов были им близки. 

Народная армия КОМУЧа (примерно 30 тысяч человек) и Чехословацкий корпус (40 тысяч человек) захватили часть Дальнего Востока, Сибири, Урала и Поволжья. В июле 1918 года они взяли Симбирск, 6 августа - Казань и собирались идти на Москву. Большевики оказались в критической ситуации.

Почему Народная армия КОМУЧа воевала под красными флагами?

КОМУЧ был антибольшевистским социалистическим правительством. «То, что делали большевики, разогнав Учредительное собрание…, есть, по существу, контрреволюция, - писал один из лидеров КОМУЧа Прокопий Климушкин. -  Борьба Комуча есть борьба за возвращение народу его свобод и, следовательно, есть по существу борьба революционная. Символ революции – красное знамя». На этом знамени было написано: «Власть народу – власть Учредительному собранию».

От имени Учредительного собрания в 1918 году в России действовали несколько антибольшевистских социалистических правительств: КОМУЧ, Временное областное правительство Урала, Временное сибирское правительство, Верховное управление Северной области. Кстати, если в КОМУЧ вошли в основном правые эсеры, то левые эсеры поддержали большевиков и вошли в Советское правительство, которое тоже тогда называлось Временным. Через неделю после разгона Учредительного собрания в январе 1918 года состоялся Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в результате которого Совнарком стал легитимным правительством.  

   
   

Кто сражался в 1918 году за Казань

Самым опасным местом для большевистской власти летом и осенью 1918 года Ленин считал Восточный фронт, где на одной стороне сражалась формируемая Красная армия, а на другой – чехословацкие легионеры и Народная армия КОМУЧа.

На стороне Красной армии сражались латышские стрелки. Эти воинские части были сформированы в Первую мировую войну и воевали на стороне русской армии. После Октябрьской революции часть латышских стрелков поддержала большевиков. Летом 1918 года 5-й Земгальский полк латышских стрелков прибыл в Казань, чтобы защищать город от наступавших комучевцев. В Казани находился и командующий Восточным фронтом республики Иоаким Вацетис. Он вошёл в доверие к Ленину тем, что командовал латышской дивизией Красных латышских стрелков, находившейся в Москве. Тем не менее, в августе 1918 года 5-й Латышский земгальский  полк сдался в плен «народоармейцам», а Вацетис с 16 латышскими стрелками бежал в Свияжск к Троцкому.

Белый террор

«Это был поистине безудержный разгул победителей, - описывал захваченную комучевцами Казань большевик Пётр Смидович. – Массовые расстрелы не только ответственных советских работников, но и всех, кого подозревали в признании Советской власти, - производились без суда, - и трупы валялись по целым дням на улице».

Жертвами комучевского террора стали председатель губернского Совета и комитета РКП(б) Яков Шейнкман, комиссар Татаро-Башкирского комиссариата при наркомнаце и председатель Центральной мусульманской военной коллегии, член Учредительного собрания Мулланур Вахитов, комиссар юстиции Казани Мартын Межлаук, организаторы рабочих отрядов братья Егор и Константин Петряевы, профсоюзный работник Александр Комлев.

Председатель Самарского КОМУЧа Владимир Вольский признавал: «Комитет действовал диктаторски. Власть его была твёрдой, жестокой и страшной. Это диктовалось обстоятельствами гражданской войны. Взявши власть в таких условиях, мы должны были действовать, а не отступать перед кровью. И на нас много крови. Мы это глубоко сознаём. Мы не могли её избежать в жестокой борьбе за демократию».

Зачем в Свияжск приехал Троцкий?

Ленин считал, что Казань необходимо освободить от народоармейцев любой ценой. Для этого в Свияжск, где были собраны силы красных, отправился Троцкий.  Наркомвоенмора сопровождали редакция газеты «В пути» и группа киносъёмки, снявшая фильм «Взятие Казани товарищем Троцким».

Троцкий назначил Иоакима Вацетиса командующим всеми вооружёнными силами Красной армии. Это назначение удивило Ленина. Ведь Вацетис сдал город, позволил народоармейцам захватить царский золотой запас.

Троцкий ответил, что больше некого было назначать. Более того, 5-й Латышский Земгальский полк латышских стрелков, почти полностью сдавшийся в плен народоармейцам, первым в истории получил Орден Красного знамени. Троцкий считал, что это было нужно, чтобы  показать силу Красной армии. Вместе с латышскими стрелками тогда наградили и мусульманский отряд, приехавший в Казань вместе с комиссаром Татаро-Башкирского комиссариата при Наркомнаце, председателем Центральной мусульманской военной коллегии Муллануром Вахитовым.

Памятник Муллануру Вахитову в центре Казани. Фото: АиФ/ Регина Бадрутдинова

Децимация и концлагеря

В своём первом приказе на пути в Свияжск Троцкий писал: «Назначенный мною начальник обороны железнодорожного пути Москва – Казань тов. Каменщиков распорядился о создании в Муроме, Арзамасе и Свияжске концентрационных лагерей, куда будут заключаться тёмные агитаторы, контрреволюционные офицеры, саботажники, паразиты, спекулянты… Советская республика в опасности… Горе тем, которые прямо или косвенно увеличивают эту опасность!».

По решению ревтрибунала, заседание которого инициировал Троцкий, в Свияжске прошла первая в истории Красной армии децимация - расстрел каждого 10-го красноармейца. Были расстреляны 27 бойцов а также командир и комиссар Петроградского рабочего полка. Из пулемёта по ним стрелял и будущий писатель Всеволод Вишневский. Он был матросом Красной флотилии, воевал на корабле «Ваня-коммунист №5».

Петроградский рабочий полк не имел никакой военной подготовки и не выдержал атаки каппелевцев, наступавших на Свияжск. Красноармейцы бежали к пароходам, собирались уйти на них в Нижний Новгород. «Судили и расстреляли дезертиров, бежавших на пароходы в самую ответственную минуту, - писала красный комиссар Лариса Рейснер. - В их числе несколько коммунистов. Об этом расстреле много потом говорили, особенно, конечно, в тылу, где не знают, на каком тонком волоске висела дорога на Москву и всё наше, из последних сил предпринятое наступление на Казань. Говорят, среди расстрелянных были хорошие товарищи, были такие, вина которых искупалась прежними заслугами – годами тюрьмы и ссылки… Конечно, Свияжск - трагедия. Участь Казани решилась именно в эти дни, и не только Казани, но и всей белой интервенции». Позже децимации практиковались и в красной и в белой армиях.

Красноармейцы в составе Татбригады. 1919 год. Фото: Архивная служба РТ

Какой террор был страшнее – красный или белый?

Лето и осень 1918 года стали временем массового красного и белого террора. Это была высшая точка развития экстремизма в стране. После изгнания комучевцев из Казани красные действовали теми же методами.

1,5 млн человек погибли в Гражданскую войну в России. Фото: Госархив РФ
Председатель ЧК Восточного фронта Мартын Лацис первого ноября 1918 года выпустил в Казани номер журнала (он оказался единственным) под названием «Красный террор» с доведёнными до абсурда формулировками об убийствах по происхождению и профессии. Журнал «Красный террор» сообщал о расстрелах до 16 октября фронтовой ЧК – 66 человек, уездными ЧК Казанской губернии – 40 и 109 крестьян во время их выступления в Курмышской уезде Симбирской губернии в сентябре 1918 года. Освобождение Казани практически стало концом армии КОМУЧа: в октябре он перестал существовать.

Кто победил в Гражданской войне

Белое движение проиграло Гражданскую войну, потому что им руководили кадровые офицеры, а не политики, говорит Алексей Литвин. Большевики  привлекали людей своими лозунгами «Земля – крестьянам!», «Фабрики – рабочим!». Ведь никто не знал, что потом появится диктатура, большой террор. Люди верили и считали, что борются за справедливость.

Но в Гражданской войне не может быть победителей. Только за время правления Ленина (с 1917 по 1922 год) страна потеряла 16 млн человек. Три млн из них – эмигранты, покинувшие страну в результате Гражданской войны. Примерно ещё шесть млн погибли в то время от холода и болезней. От голода в 1921 году только в Татарии умерли полмиллиона человек. В Казани только в августе-сентябре 1918 года в ходе красного и белого террора было уничтожено более тысячи человек. Всего же в Гражданскую войну от него погибли 1,5 млн россиян.