Внимание, человек! На что жалуются татарстанцы омбудсмену?

«Число обращений в системы «Народный контроль» и «Народный инспектор», рост числа общественных организаций говорит о том, что гражданская активность татарстанцев растёт.  Люди смелее обращаются в суды, идут на независимые экс­пертизы, но чаще сообща. К нам обращаются, когда остаются с проблемой наедине», - считает Сария Сабурская, Уполномоченный по правам человека в РТ.

   
   

Вместо соцпомощи

Александра Дорфман, «АиФ-Казань»: Сария Харисовна, в итоговом докладе за 2016 год вы озвучили широкий спектр проблем. За решение какой вы болеете больше?

Фото: АиФ-Казань

Сария Сабурская: Большинство обращений касается нарушений жилищных прав и жилищно-коммунальной сферы, актуальны вопросы соц­защиты и соцобеспечения. Но даже если по теме одна жалоба - значит, есть проблема и устранить её для меня так же важно, как решить массовые вопросы.

Выездные проверки эффективнее письменных обращений, так как позволяют дать более реальную оценку. Хотя по закону к письму нужно приложить документы, подтверждающие нарушения прав, люди могут и не дойти до местных чиновников, а сразу написать нам. Это связано и с правовой неграмотностью, и с недостаточным профессио­нальным уровнем служащих на местах, и просто с невнимательным отношением к человеку. Случается, что чиновники не всегда могут разъяснить, но чаще люди не согласны с разъяснениями и ждут, что в другом ведомстве им ответят иначе. Увы, нормы закона не перешагнёшь. И мы часто играем роль соцпомощи: ведь убедить человека, что он неправ, непросто.

Досье
Сария Сабурская родилась в 1956 году в Зеленодольске. Окончила Казанский пединститут и юрфак ТИСБИ, кандидат философских наук. Около 9 лет возглавляла управление соцразвития аппарата кабмина РТ. С 2010 года - омбудсмен РТ. Заслуженный работник соцзащиты РТ. Замужем, двое детей.

Мы принимаем участие в работе Государственного Совета РТ, его комитетов. Одна из задач Уполномоченного – содействовать совершенствованию законов. Так, мы предложили установить чёткие сроки нахождения мигрантов в центрах временного содержания, усовершенствовать механизм получения инвалидами компенсаций за самостоятельно приобретённые средства реабилитации, чтобы суммы были соответствующими. Вышли с инициативой сравнять пенсии участникам войны и бойцам последнего призыва. А ещё предложили объединить закупки дорогостоящих лекарств для обеспечения льготников с редкими заболеваниями из разных регионов, чтобы приобретать их по оптовым ценам. Задумались и о поощрении работающих заключённых, вставших на путь исправления.

- Проверки инициируете только по обращениям?

- Нет, и по информации СМИ. В этом году мы дополнительно планируем провести проверки льготного лекарственного обеспечения татарстанцев. Также в плане изучить, как обстоят дела с поддержкой многодетных семей, защитой прав бездомных, обучением детей мигрантов. На фоне массовых обращений в 2016 г. мы проверили сосудистые центры минздрава РТ. Оказалось, что были случаи отказов в специализированной помощи из-за нехватки мест. Мы рекомендовали министерству увеличить число коек.

   
   

Где врачи?

- Число медучреждений сокращают, количество коек оптимизируют, есть проблемы с ремонтом поликлиник, оборудования. Всё упирается в отсутствие полноценного финансирования?

- Ремонт поликлиник требует средств, но больше проблем связано с нехваткой кадров, которая в некоторых больницах достигает 47%. Текучка, к врачам очереди. Требования к медперсоналу растут, и хотелось бы, чтобы увеличивались меры соцподдержки медработников. Наставничество, помощь новичку в период адаптации помогли бы избежать быстрого выгорания. В договорах с целевиками нужны чёткие сроки отработки, иначе выпускники подходят к ней формально, могут через месяц уйти в частную клинику, где зарплата выше. Система для обеспечения доступной медицины создана, есть учреждения, но перечисленные проблемы не позволяют в полной мере воспользоваться доступной медпомощью. Вот почему категория «Поликлиники и больницы» не теряет популярности в системе «Народный контроль».

- Эффективно ли работает государственная информационная система «Народный контроль»? Правда ли, что в ней перестали принимать заявки, решение которых требует крупных денежных вливаний?

- В 2016-м в систему поступило на 49% обращений больше, чем год назад, - более 43 тыс. Это говорит о доверии татарстанцев. Популярны категории дорожное строительство и ремонт, освещение улиц, благоустройство дворов, свалки, дошкольное образование и др. Заявку принимают независимо от того, сколько денег нужно для её решения. Более чётко планируется устанавливать сроки реализации дорогостоящих проектов - вплоть до 2020 года, и контролировать исполнение таких заявок. Многие вопросы закрывают с помощью республиканских программ, в формировании которых благодаря системе может участвовать каждый. Например, по данным миндортранса РТ, из 12 тыс. заявок на содержание и ремонт муниципальных дорог 67% решили, в 2017 году исполнят более тысячи уведомлений из 3 тыс. запланированных.

На те же грабли

- В РТ всё больше исков о сносе домов в охранных зонах газопроводов, ЛЭП. Постройки законны, участки выделяли исполкомы. Почему люди стали крайними?

- Да, такая проблема есть, и тема серьёзная. По Правилами охраны магистральных трубопроводов, утверждённым Минтопэнерго РФ, постановлением Госгортехнадзора РФ, эксплуатирующая организация должна передавать в органы местного самоуправления места фактического положения трубопровода для нанесения на карты землепользования. На практике местные власти ссылаются на отсутствие полной информации о границах охранных зон.

К сожалению, люди остались крайними, потому что по закону для решения о сносе важен лишь сам факт постройки ближе установленных минимальных расстояний до газопроводов. Поэтому в докладе мы предложили органам местного самоуправления уточнить сведения о местонахождении магистральных трубопроводов по материалам их владельцев, чтобы не допустить выделения таких участков под строительство жилья.

- Растёт ли гражданская активность населения? Готовы ли отстаивать жители свои права?

- Гражданская активность населения, безусловно, растёт. Однако на днях я была в Чистополе, где жильцы не согласны с решением о признании их домов аварийными, провели независимую экспертизу. Но их главная активистка заболела, и из целого дома никто не подал иск в суд, ждали её и сроки упустили. Число обращений в системы «Народный контроль», «Народный инспектор» (около 80 тыс. заявок) подтверждает, что активность растёт. Больше стало общественных организаций. Мы привыкли к обществам инвалидов, союзам пенсионеров, ветеранов, а теперь НКО защищают права многодетных, есть объединения отцов, приёмных семей, организации, занимающиеся проблемами семейного насилия, бывших заключённых, кризисных беременных. Люди объединяются, чтобы решать свои проблемы сообща.