Кто помог спасти Москву? Как секретный татарин устроил Пёрл-Харбор

Личные вещи разведчика, которые он носил во время работы в США, передали родственники, живущие в Москве., © / Полномочное представительство РТ в РФ

В апреле исполнилось 120 лет со дня рождения легендарного разведчика Исхака Ахмерова, работавшего в США с 1935-го по 1945 год. В честь этой даты в Казани – в культурном центре «Сайдаш» –впервые демонстрируют личные вещи разведчика, переданные родственниками из Москвы, а также официально рассекреченные документы.

   
   

Сколько языков знал мистер резидент

Об Исхаке Ахмерове стало известно, когда в 1996 году вышла книга одного из прежних руководителей внешней разведки КГБ СССР Виталия Павлова «Операция «Снег». Материалы об Исхаке Ахмерове много лет собирает главный хранитель фондов музейного комплекса г. Казани Индуся Мингазова.

«В биографии Исхака Ахмерова ещё много белых пятен, – считает Индуся Мингазова. – Но, бесспорно, одна из главных его заслуг – это разработка операции «Снег» в 1941 году, предотвратившей удар Японии по СССР».

На выставке представлены награды Исхака Ахмерова и часы - подарок от командования. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Глава советской резидентуры в США Исхак Ахмеров в совершенстве владел турецким, английским, французским языками. Конечно же, знал русский и татарский. В США он работал под чужим именем, под легендой учёного-востоковеда, специализирующегося на Турции и Китае. Это позволяло завязывать знакомства со многими известными людьми в США.

Как выглядел в то время Исхак Ахмеров, можно понять, увидев его фото, вещи на выставке. Это пальто, два костюма, ботинки-оксфорды, шляпа и солнцезащитные очки. На фото Исхак Абдулович настоящий денди – с тонкими аристократичными чертами лица.

Пальто Исхака Ахмерова, которое он носил в сША. Фото: Полномочное представительство РТ в РФ

Где получил путёвку в жизнь

На самом деле аристократов в роду Ахмеровых не было. Будущий разведчик появился на свет в Оренбургской губернии в обычной татарской семье. Отец умер, когда ему было шесть месяцев. После этого мама решила вернуться к своему отцу в деревню Малый Битаман Царёвококшайского уезда Казанской губернии (сейчас Высокогорский район РТ).

Исхака воспитал дед, у него ребёнок научился ремеслу скорняка. Мальчик с детства был очень самостоятельным, много работал. Школу он  смог закончить только после революции. В 1919 г. вступил в партию. Видимо, незаурядные способности Ахмерова, умение вызывать доверие людей были заметны уже тогда. В 19 (!) лет его избрали депутатом Казанского горсовета.

   
   
Исхака Ахмерова избрали депутатом в 19 лет. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

В 1920-1921 годы Ахмеров работал начальником управления снабжения Наркомпроса ТАССР. И не переставал учиться. На выставке есть датированный 1921 годом входной билет Ахмерова – студента второго курса Северо-Восточного археологического и этнографического института Казани.

«В Казани Ахмеров получил путёвку в жизнь, – считает Индуся Мингазова. – Его заметили и направили учиться в Москву – в Коммунистический университет народов Востока. Через год Исхака Абдуловича перевели на факультет международных отношений Первого Московского государственного университета (сейчас – МГУ). Окончив этот вуз, он затем два года учился в Институте красной профессуры».

На фасаде дома по ул. Жуковского, 4, где работал в Казани Исхак Ахмеров, установлена мемориальная доска. Фото: Мэрия Казани

В 1930 году Исхак Ахмеров становится сотрудником органов госбезопасности. Через четыре года он впервые едет на нелегальную работу в Китай как разведчик – под видом турецкого студента-востоковеда, который хочет учиться в Пекине в американском колледже.

Как избегал провалов

Первое же задание стало для Ахмерова испытанием. В Китай он ехал через Европу. Получил в Риме итальянскую визу и собирался оттуда добираться до Китая морем. Но в итальянском турбюро ему посоветовали более дешёвый и короткий путь – через территорию СССР. Мол, именно так едут в Китай все путешественники.

Исхаку тоже пришлось получить в советском консульстве визу в Китай и отправиться в путь по Китайско-Восточной железной дороге.

Сборник сказок на турецком языке из библиотеки Исхака Ахмерова. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

В Маньчжурии, которая в то время была оккупирована японцами,  разведчик неожиданно оказался на грани провала. Патруль почему-то снял его с поезда и отвёл в полицейский участок.

«Там японский полицейский приветствовал «студента-турка» на русском языке: «Здравствуй, товарищ!», –  рассказывает Индуся Мингазова. – То есть японцы решили, что он не тот человек, за кого себя выдаёт.

Ахмеров на приветствие ничего не ответил и начал тихо читать мусульманскую молитву, которой в детстве его научил дед. Он сделал это, чтобы молитву услышал присутствовавший при допросе переводчик с турецкого – сибирский татарин. И переводчик объяснил японскому полицейскому, что этот человек молится за его здоровье. Подозрения исчезли. «Студент» благополучно добрался до Пекина».

Ещё один драматический поворот в судьбе Исхака Ахмерова произошёл в 1939 году. Как и многих других сотрудников внешней разведки, его неожиданно отозвали в Москву. Их подозревали в троцкизме.

Ситуация усугублялась ещё и тем, что в тот момент Ахмеров подал начальству рапорт, что хочет жениться на Хелен Лоури. Так звали американскую связную, с которой он работал в своей нелегальной резидентуре в США. Известие привело в бешенство наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берию. Браки с иностранками, тем более для разведчиков, считались тогда недопустимыми.

Ахмерова спасло то, что Хелен Лоури была племянницей руководителя коммунистической партии США Эрла Браудера. К лидеру компартии США очень хорошо относился Сталин. Он лично дал Ахмерову добро на брак с американкой.

Кстати, когда молодые супруги вернулись в США, Ахмерову пришлось вспомнить уроки скорняжного ремесла, которые давал ему дед. Разведчик начал работать под новой легендой: Билл Грейнке, сын немецких эмигрантов открыл меховой салон в Балтиморе.

Об Исхаке Ахмерове стало известно, когда в 1996 г. вышла книга одного из прежних руководителей внешней разведки КГБ СССР Виталия Павлова «Операция «Снег». Фото: Мэрия Казани

Зачем понадобился «Снег»

В 1941 году Исхак Ахмеров разработал и выполнил знаменитую операцию «Снег», целью которой было предотвратить нападение Японии на СССР. Операция была строго секретной. О ней знали всего пять человек.

Октябрь 1941 года был самым опасным месяцем в обороне Москвы. Фашисты были всего в 30 км от столицы. 19 октября Москву объявили на осадном положении.

Но уже в декабре фашистов отбросили от столицы резервные части Красной армии – сибирские дивизии, переброшенные под Москву с Дальнего Востока. Они находились там, потому что была угроза удара со стороны Японии. Переброска стала возможна, как только стало известно об ухудшении отношений США с Японией.

В 1941 году эти страны вступили в войну. И Японии стало уже не до нападения на СССР. Отношения Японии и США обострились 26 ноября 1941 года, когда Страна восходящего солнца получила ноту госсекретаря США Корделла Хэлла. По сути, это был ультиматум с требованиями полного вывода японских войск из Индокитая и Китая. В ответ Япония атаковала американскую базу Пёрл-Харбор.

Работая в США, Исхак Ахмеров носил эти солнцезащитные очки. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Человеком, устроившим Пёрл-Харбор, историки называют Исхака Ахмерова. Учёный-востоковед, синолог Билл (такова, напомним, была легенда Ахмерова. – Авт.) сумел познакомиться с замминистра финансов США Гарри Декстером Уайтом. По ассоциации с его фамилией, которая переводится на русский язык как «белый», операцию и назвали «Снег».

Уайт тесно общался с министром финансов США, обладавшим большим влиянием на президента США Рузвельта. Ахмеров устроил встречу Уайта с Виталием Павловым, представив его своим коллегой-востоковедом. Выслушав мнение Павлова о захватнических планах Японии, Уайт признался, что сам встревожен этим. Он смог донести мысли об опасной позиции Японии до руководства США. В итоге появилась та самая нота Хэлла, ставшая одной из причин того, что в декабре 1941 года Япония начала войну не с Советским Союзом, а с США.

Сын Исхака Ахмерова Роберт пошел по стопам своего отца, тоже работал в разведке. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

В чём талант?

Исхак Ахмеров вернулся в Москву в 1945 году и долгие годы работал в Центральном аппарате Службы внешней разведки. Часто ездил в командировки за рубеж. Легендарного человека не стало в 1976 году.

«Многих разведчиков, которые до сих пор работают за рубежом, подготовил именно Исхак Абдулович, – говорит о заслугах Ахмерова генерал-майор Ильгиз Минуллин, служивший в органах ФСБ РФ по Татарстану с 1977 года по 2003 год.

Индуся Мингазова отмечает особенную преданность Исхака Ахмерова своей семье. «Старшая дочь Маргарита родилась в США, – рассказывает Индуся Мингазова. – Когда у девочки обнаружили симптомы полиомиелита, отец досконально изучил всю медицинскую литературу по этому заболеванию и вылечил дочь.

 Создав семью с Хелен Лоури, Исхак Абдулович не забывал свою первую жену и сына Роберта. Часто их навещал. Эти две семьи общались, даже бывали в гостях друг у друга».

«Современники запомнили Исхака Ахмерова открытым, общительным человеком с превосходной памятью, – рассказывает вице-премьер Татарстана, полномочный представитель РТ в РФ Равиль Ахметшин. – Ведь талант разведчика – не в мускулах, а в исключительном уме. Если Ахмеров занимался каким-то вопросом, он глубоко вникал во все детали. Так, работая под легендой, он превратился в настоящего турецкого гражданина. Даже знал все сказки для детей на этом языке».

Посвящённая Исхаку Ахмерову выставка в Казани станет постоянной и будет расширяться: По словам Равиля Ахметшина, новые экспонаты появятся в июне. Из Москвы в Казань их привезёт правнучка легендарного разведчика.

КСТАТИ

У каких разведчиков есть татарстанские корни?

– После провала в Японии Рихарда Зорге в этой стране работали супруги-разведчики Ирина Алимова и Шамиль Хамзин. Родители Ирины были родом из Буинского района. Она была киноактрисой, переводчицей, а затем стала разведчицей.  

– Выпускник КАИ (сейчас КНИТУ – КАИ) Николай Горшков с 1939 г. вёл разведработу в Италии. С 1943 г. был резидентом в Алжире, передавал важную информацию по Франции, странам НАТО.

В 1946 году Горшков участвовал в передаче на родину записных книжек Мусы Джалиля и его соратников. Ему удалось добыть техдокументацию к американскому самолёту В-29, на основе которой был создан стратегический бомбардировщик ТУ-4.